Калькутта. Лестница в музей. 1983 год. Плавпрактика на т/х "Профессор Ющенко".
Я пожалуй продолжу свой пленочное воспоминание, тк макро фоточки подводного мира бухты Рудной не вызвали эмоций у моих читателей, от слова - совсем.
На ступенях дворца королевы Виктории. Камеры при входе во дворец-музей у нас отобрали. Из всего увиденного до сих пор помню картину русского художника Василия Верещагина " Шествие слонов в Джайпуре..", она реально огромна и офигенна.
Байков В. История одной картины // Азия и Африка сегодня. - 1996. - №11.
Над Калькуттой вставало солнце. Словно призрак сквозь утреннюю туман-дымку, обволакивающую городские кварталы, в солнечных вырастал над крышами домов огромный беломраморный купол, венчающий массивное здание с колоннами, башенками, арками.
Расположенный посреди обширного, занимающего 30 гектаров парка, музей «Виктория мемориал» - архитектурная доминанта многомиллионного города. Внешним обликом он похож на знаменитый Тадж-Махал в Агре: по углам здания размером 113×76 метров возвышаются четыре башни-минарета с луковками куполов. Сооружение завершает центральный купол. Вознесся он на высоту в 61 метр, на нем установлен пятиметровый крылатый ангел Победы из бронзы.
Идея строительства этого величественного мемориала принадлежит лорду Керзону, британскому вице-королю колониальной Индии. После смерти королевы Виктории в 1901 году он предложил достойно увековечить ее память, построив подобие Тадж-Махала, но на британский лад. Поэтому архитектура здания представляет собой эклектику из западноевропейских и восточных элементов. Его строительство закончено в 1921 году. Мрамор для отделки добывали в знаменитых каменоломнях Макрана, вблизи Джодхпура, откуда брали камень и для Тадж-Махала. Внутренние помещения украсили статуи, высеченные в Италии. По иронии судьбы всего через четверть века после открытия мемориала в честь королевы Виктории, в 1947 году, индийский народ добился независимости. Мемориал стал памятником и самой британской колониальной империи, «жемчужиной» которой являлась Индия. Здесь открылся музей, где собрана богатая коллекция документов, предметов быта, оружия, картин, рассказывающих о прошлом Индии, периоде ее колониального подчинения британской короне.
С интересом знакомился я с экспозицией музея. Бродя под его гулкими сводами, в одном из залов увидел огромную, во всю стену картину, которая, словно магнит, привлекала к себе посетителей: по улице восточного города, мимо зданий с островерхими башенками, со стрельчатыми окнами, забранными ажурными решетками, мимо индуистского храма величаво шествует процессия. Важно вышагивают крытые дорогими попонами и коврами слоны с водруженными на них открытыми паланкинами, в которых восседают надменные господа в шитых золотом мундирах. Рядом гарцуют на красавцах-жеребцах телохранители с длинными бамбуковыми пиками в руках. Ослепительно сверкают на солнце их стальные латы и шлемы. Следом идут многочисленные слуги в белоснежных одеждах, музыканты, знаменосцы... Подпись под картиной гласит: «Процессия слонов в Джайпуре по случаю приезда в 1876 году принца Уэльского». Автор - художник В. Верещагин.
Неожиданный и приятный сюрприз! Конечно же, хорошо известно, что знаменитый русский живописец Василий Васильевич Верещагин дважды, в 1874-1876 и в 1882 годах, путешествовал по Индии. Знал об этом и я, но не предполагал, что его работы есть в индийских музеях.
Художник объездил многие города и районы Индии. Был в Бомбее, Джайпуре, Дели. Несколько месяцев прожил в Агре, совершил нелегкое по тем временам путешествие в маленькое княжество Сикким в Гималаях, а затем побывал в Сринагаре, столице Кашмира. И везде неутомимо, с утра до вечера, рисовал. Но все свои этюды, рисунки, этнографические коллекции отправил в Петербург.
Задумав создать большую живописную «Индийскую поэму» в 20-30 картинах, художник предпринял второе путешествие в Индию. В письме к В. Стасову он раскрывает замысел работы. «Это будет история заграбастания Индии англичанами», - писал он. Разумеется, такая идея В. Верещагина пришлась явно не по вкусу английским колониальным властям. В печати была развернута кампания дискредитации художника. Газеты писали, что он путешествует по Индии как агент царского правительства, изучая пути для проникновения русских в Тибет и другие азиатские страны. В обстановке подозрительности работать было невозможно - пробыв в Индии всего несколько месяцев, художник вернулся на родину. Поэтому все крупные полотна индийской тематики он писал по многочисленным этюдам и рисункам уже вдали от экзотической страны.
В. Верещагиным создана яркая, своеобразная энциклопедия индийской жизни. Широко известны хранящиеся в Третьяковской галерее и других музеях такие его картины, как «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Всадник в Джайпуре», «Английская казнь в Индии». Они изображают самые разнообразные стороны жизни Индии второй половины XIX века.
Картина «Процессия слонов в Джайпуре» запечатлела триумф английского владычества над Индией. Принц Уэльский явился в покоренную страну как вице-король, назначенный английской королевой управлять огромной колонией. Он - главное действующее лицо пышной процессии. Гордо восседает принц на переднем слоне в позолоченном паланкине. К «европейскому барину» подобострастно наклонился сидящий рядом индийский магараджа. Хотя он и глава местного княжества Джайпур, но это пышное торжество устроено не в его честь, он на нем лишь статист.
В. Верещагин сам был очевидцем демонстративного шествия. Укрывшись от посторонних любознательных взглядов на балконе одного из зданий, он наблюдал за торжественной встречей принца Уэльского, поспешно делая зарисовки.
Находящаяся в «Виктория мемориал» картина художника отличается не только тщательно продуманной композицией, удачно выбранным сюжетом, богатством красок, но и своими размерами. Гигантское полотно имеет 25 футов в ширину и 17 в высоту (это примерно 7,6 на 5,1 метра).
За сохранностью картины постоянно следит реставратор Санкар Рей. Мне повезло, я встретился с ним в музее. «В 1989 году впервые за все время экспозиции картины в музее был произведен ее тщательный осмотр, - сказал он. - Полотно исследовалось подробно, фут за футом. Мы пришли к выводу, что состояние красочного слоя удовлетворительно, и ограничились лишь косметическими работами».
Картина русского художника стала украшением экспозиции музея. Но как работа В. Верещагина оказалась в калькуттском музее? Ведь по одной из весьма распространенных версий, она вскоре после того, как художник закончил над ней работу в петербургской студии в 1879 году, попала в частные руки.
На этот вопрос Санкар Рей не смог ответить. Пришлось покопаться в архивах музея. В конце концов, наткнулся на следующую справку: «Подарена в 1905 году (год, когда было принято решение о строительстве «Виктория мемориал») магараджей Джайпура, который приобрел картину у г-на Эдварда Мэллея (Нью-Хейвен, США)».
Живописное полотно подарил будущему музею, следовательно, тот самый магараджа, который запечатлен на картине рядом с принцем Уэльским. (Властитель джайпурского княжества скончался четыре года спустя, в 1909 году).
Но кто такой Э. Мэллей? И как картина стала его собственностью, оказалась в США? Сможет ли кто-нибудь ответить на эти вопросы?
Перед тем как покинуть «Виктория мемориал», я с разрешения дирекции сфотографировал картину. К сожалению, фотоаппарат был заряжен черно-белой, а не цветной пленкой, и фотография не может передать того буйства красок, которое предстает перед глазами посетителей музея.
А нам фотографировать было запрещено, причем совсем.
Портрет женщины. 1986 год.
Бомбей. Дождь и нищий, укрылся от дождя. 1986 год.
Бомбей. Чистильщик обуви. 1987 год.
Коломбо(Шри Ланка). Грузчик на борту т/х "Пантелеймон Лепешинский".
Искренне Ваш АШ.