Оять-2019: холодный сплав на Первомай

May 12, 2019 20:08





Каждый год одно и то же! Стоит только апрельскому солнцу растопить снега на полях Тверской и Новгородской губерний, а руслам рек заполниться талой журчащей водой, как московские вокзалы заполоняют они. Водные туристы. Наглые бородатые рожи. Гремя веслами и неуклюже покачивая столитровыми рюкзаками, они сначала шумно оккупируют привокзальные территории, громко здороваются, братаются, а затем штурмуют плацкартные вагоны, где угомониться им предстоит глубоко за полночь; и горе любителю тишины и покоя, которому посчастливится попасть в один вагон с туристами-водниками в праздничный первомай!

Особенно достается Ленинградскому вокзалу. Поезда на Питер завоёваны любителями классики - маршрута "Березайка-Мста". Более суровые ребята (к числу которых на этот раз примкнули мы) выбирают поезда на Петрозаводск и Мурманск: впереди у них вепские леса или карельские перекаты, где в это время года можно встретиться с весьма суровыми климатическими условиями.





Сборка "Таймени" и парочка фотографий села Винницы.
Наша экспедиция-2019 по ходу подготовки сократилась в два раза: из десяти человек поочередно отвалились пятеро. Сначала не смог разобраться с поиском матроса Максим, затем случились неприятности у Иры, в результате чего мы лишились второго экипажа вкупе с духовным предводителем и автором большинства традиционных сплавных экзистенциальных обрядов, ну а за два дня до выхода на маршрут какая-то жесткая форма аллергии на что-то цветущее настигла моего матроса и жену. Пару суток я пребывал в тяжелых раздумиях о том, что со всем этим делать. Наконец, утром 30го апреля я принял решение: Идти!

Не рискнув лезть в незнакомую северную речку на нашей еще не обкатанной Хатанге-трёшке в одиночку, я попросился в экипаж к Бадеевым, став третьим на "Таймени". Таким образом, пошли двумя экипажами: мы втроём и Миша с Дашей - единственные, кого не затронули никакие метаморфозы (разве что я им один из своих гермов сбагрил).

В половине седьмого утра приехали в Подпорожье. Далее предстоял асфальтовый путь до села Винницы. Для этого заказали две машины: обычное пассажирское такси и грузовой фургон, чтобы перевезти рюкзаки и лодки. Даша с Мишей, взяв с собой Артёма, сели в пассажирскую машину, а мы с Романом остались дожидаться грузовой фургон, который немного припозднился. В его водителе Диме, несмотря на сельскую простоту, чувствовалось что-то аристократически-ленинградское. Очень вежливо извинившись за опоздание и поздравив нас с Первомаем, он объявил о том, что работает в МЧС, и что река Оять - объект его ответственности, поэтому "если что - обращайтесь и звоните, но лучше не портите нам статистику".





Еще не весь зимний снег сошёл с берегов Ояти. А на первой стоянке был целый сугроб, с помощью которого мы окопали костёр.

В дороге Дима говорил непрерывно, не замолкая ни на минуту, иногда что-то спрашивая, но чаще просто обволакивая нас непрерывным потоком информации. Он провел небольшую экскурсию по Подпорожью: показал улицу Ленина, ресторан и рассыпающиеся предприятия. Солнечное утро умиротворяло, я зевал и клевал носом, а в это время до меня долетали различные обрывочные факты из жизни Димы и этих живописных мест:
"....вообще у нас в Подпорожском районе, я вам скажу, 1740 водных объектов. Ну как объектов, тут любая вот такая вот лужа - тоже объект ....... устроился я, значит, туда сварщиком. за первый месяц мне заплатили, чтоб не соврать, 11 тысяч 400 рублей. За второй - 16 тысяч. Ну, обалдеть, думаю! в общем, взял я этот фургон, и ......... это называется вепские леса. вообще, вепсы - это такой народ финно-угорский. У меня батя чистокровный вепс, а я вепс наполовину. Вепсы - это народ такой был, как сказать (задумался на полминуты). Упертый! ...... в этой вот деревне сто лет назад свиней кормили исключительно лососью (Дима регулярно склонял лосося в женском роде) ...... могу со своими вепскими корнями уехать спокойно в Финляндию. Они ценят свои родственные малые народы. Но это знаешь, вот картину дома вешаешь, сначала скотчем, говоришь жене "потом нормально сделаю". а она в итоге так годами и висит на скотче ....."



В отличие от Новгородщины и Тверских земель, деревни на берегах не выглядят как после нашествия Мамая.
В Винницах мы позавтракали, собрали лодки, и уже в половине первого встали на воду. Советские инженеры (чуть было не написал "разработчики"), создавшие "Таймень", снова поразили меня своими конструкторскими талантами. Эта неказистая внешне лодка с тяжеленным каркасом, не имеющая баллонов, каким-то образом почти без осадки держит троих мужиков с несколькими гермомешками и двумя палатками... Как?.. Прохождение на таком судне порогов второй категории - разговор отдельный. Но на спокойных участках рек "Таймень" ведет себя очень достойно.



Экспромт под названием "втроём в Таймень". Я испытываю новое оранжевое весло.

В первый день прошли около 30 километров и заночевали в смешанном лесу на левом берегу. Было несколько непривычно разбивать лагерь в таком составе. Чувствовалась некоторая осиротелость. Некому было рассказать историю о встрече с Челентано. Ни разу над костром не прозвучал эпитет "квазиэротический восторг". Отсутствие желтого заплатанного днища поначалу отбрасывало угрюмую тень на наши лица. Но после пары "оттягиваний" все начало меняться. Вепский лес пустил соки и заключил нас в свои объятия, коллектив склеился в единый организм, а запах вечернего борща подтолкнул нас к пропасти оживотворения. Борща этого я съел не то четыре, не то пять тарелок.


Второй ходовой день предполагал порожистый участок и стоянку на несколько километров выше Алеховщины. Главное препятствие - Надпорожский порог (в майскую воду - вторая категория сложности) находился примерно в восьми километрах ниже первой стоянки, так что у нас было время сгрестись и настроиться на выделение адреналина. Попытку осмотра порога предприняли на правом берегу. Успеха эта попытка не имела: прошли метров двести по глухим зарослям, чтобы увидеть бесконечные перекаты по всей ширине реки. Сам же порог шумел где-то вдали, идти пешком до него было лень, а пройти это расстояние по воде и вновь пристать было бы сложно из-за своеобразного характера правого берега.



Не самая удачная фотка порожистого участка, которую я сделал на телефон. Вдалеке видна еще одна группа (единственная встреченная нами на машруте), этот порог проходящая.

Порог прошли успешно, пусть и немного на авось. Водяные валы врезались в нос "Тайменя", окатывая Артема с ног до головы, а мы втроем гребли, вытаращив глаза. В месте, где река делает крутой поворот направо, мы увидели некоторое подобие тихой заводи и поспешили туда, чтобы слить воду, которой набрали уже довольно много, из-за чего лодка резко потяжелела и потеряла в маневренности и ходовых качествах. В целом, учитывая близкую к нулю температуру воды, длинный порожистый участок (около полукилометра) и ширину реки (около 70 м), я понимаю, что идти в Надпорожский порог, когда спасжилет на лодке был только у меня (вынужден приоткрыть эту раздолбайскую тайну), было делом несколько авантюрным, и повторять такое я бы не стал. Но, к чести экипажа, сработал в пороге он на отлично.

А вот, помогая причалиться Мише с Дашей, Роман, видимо расслабившись, несколько сплоховал. Видя, что Мишино весло застряло между двух берез, он вручил Мише чалку и начал освобождать весло, в результате чего "Хатанга" развернулась и начала довольно угрожающе заваливаться кормой в направлении второй части порогов - бурляще-пенистой массы... В такой ситуации я мог бы и на своеобразный лексикон снизойти, а вот Михаил поднял, значит, на Романа глаза и вежливо осведомился: "Ты уверен, что это оптимально?"...

Вечером мы нашли очень приятную лесную поляну на правом берегу и разбили второй лагерь. Начались обещанные осадки, температура снизилась почти до нуля. Дождь, снег и град сменяли друг друга. Несмотря на некоторое затишье перед сном, дождь продолжился и ночью, и, сменившись на снег, пожелал нам приятного аппетита за завтраком и сопровождал выход на воду.




Третий день получился самым непростым на маршруте. Это было то, что именуется "преодолением". В Алеховщине - это был экватор нашего путешествия - я, заметив, что запасы жидкостей расходуются несколько быстрее запланированного графика, я, оставив лодку под мостом, побежал в "Пятерочку" за дополнительной бутылкой коньяка. Роман позднее назвал это "северной надбавкой". Непростые погодные условия увеличивают расход топлива, поэтому для широт свыше шестидесятой рекомендуется применять определенный повышающий коэффициент при расчёте ваших амбиций.

Тридцать шесть километров ледяного ходового дня были скомпенсированы замечательной стоянкой в сосновом бору. Стоит углубиться в такой бор на метр - и сразу становится теплее, добрые вечнозеленые друзья сохраняют тепло для своих гостей.  Разбивая лагерь, я помню, как в моей голове проскочила маловажная мысль: "Судя по тому, что Артем затих в палатке, здесь ловит 3G..."

- Ээээээй! - вдруг услышали мы крик, идущий откуда-то из глубины леса. Мы переглянулись: кто бы это мог быть? Через пару минут крик повторился - уже, кажется, со стороны реки. Затем еще раз - глубже. И опять - на этот раз чуть ближе.
- Может, кому помощь нужна? - я осмелился высказать робкое предположение.
- Когда нужна помощь, кричат как-то все же по-другому... - сказал Роман.
- В России людям лучше не доверять, - подытожил Михаил, и мы продолжили заниматься своей деятельностью. Правда, чуть более настороженно. А вскоре и вовсе разговор начал сводиться к теме беглых зэков и лагерей, которые когда-то были разбросаны по этим местам.

Еще минут через двадцать, к нашему огромному удивлению, из чащи леса вышел Артем (который вроде как "затих в палатке") и сказал:

- Представляете, я пошел за дровами и заблудился. Вы слышали, я вам кричал?



Вепский лес во всем великолепии. Иногда непросто выбрать место для палатки, за костром следить надо очень внимательно, заплутать в чаще действительно несложно. Зато с дровами проблем никаких! А по ночам тут поют кикиморы и бродит призрак Нафталия Френкеля.
После Алеховщины порожистых участков нет, течение реки заметно успокаивается. По этой причине почти все водники не идут дальше Алеховщины, и, на мой взгляд, очень зря. После алеховщинского моста будто попадаешь километров на 200 южнее, в Тверскую область: река наконец выходит из глухих лесов и живописно петляет по равнинам. Открываются бескрайние луга, маячят перелески, сменяют друг друга довольно цивильно выглядящие деревушки. А после моста близ Акуловой Горы берега становятся обрывистыми. И тут уже начинается совсем Левитан: если благосклонна погода и имеется время - подходящий момент для неспешно-расслабленного сплава с любованием берегами и созданием красивого фотоотчета!...




Оять в низовьях.




Особый шик традиционно припасли на последнее утро похода: тушенка прямо в банке подогревается на костре и съедается по одной на человека.
Выброска была несложной: пости антистапеля в поселке станции Оять сходили к Введено-Оятскому монастырю и прогулялись по живущему будто во сне поселку. Далее садимся на электричку на указанной станции. Почти два часа она плетется по пескам и болотам северного Петербуржья, пока не достигает станции с ежовским названием "Волховстрой". Оттуда идет прямая электричка на Питер и мурманский поезд на Москву.

В мурманском поезде встречаем наших приятелей - Макса и Оксану. Мы обмениваемся впечатлениями, и запах костра от наших одежд и рюкзаков заполоняет весь вагон. Со стыда мы с Мишей и Дашей дезертируем в вагон-ресторан: из его окон мы наслаждаемся Невой и дождливым тёмным Петербургом, выпиваем три бокала пива и идем спать. Наутро был Казанский вокзал, вход в метро, неприятие возвращения в прежний мир, но дороже всего момент такой: поднимаюсь на пятый этаж, звоню в звонок и бужу этим звуком любимую жену. Всё...



Написано 9 мая 2019 года в поезде №205 Москва-Казань.
Фотографии: хорошие - Даша Тихомирова, плохие - я.

путешествия, говнюки, поход, майский сплав, лесные чудища, оять, ленобласть, лыжи из бетона

Previous post Next post
Up