Бологое-Полоцкая железная дорога

Jul 11, 2014 01:09

Весной этого года я наткнулся в википедии на статью о Бологое-Полоцкой железнодорожной линии.

Да, было бы очень модно дать в предыдущем предложении, выделив последние четыре слова, гиперссылку на эту статью - чтобы все сразу кликнули и прочитали. Но не буду, потому что внимание читателя рассредоточится. Рассредоточение внимания - это основная проблема, с которой я сталкиваюсь, когда читаю википедию: уж слишком много вокруг нас интересного, и на всё это википедия даёт ссылки в тексте, из-за чего дочитывать статьи до конца бывает трудно. Поэтому я обо всем расскажу от своего лица. А в википедии сами потом всё прочтёте, о вы, ленивые дети информационного прогресса.




В общем, Бологое-Полоцкая железка - это линия, соединившая город Бологое с городом Полоцк. Построена она была в первом десятилетии XX века в стратегических целях: на горизонте маячили военные конфликты, страны Европы объединялись в коалиции такие, как наводивший ужас Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Ну а Российская Империя в союзе с Францией имела с Тройственным союзом некие, так сказать, разногласия. И даже перспективу серьезного конфликта. В связи с этим, на территории нашей многострадальной Родины была построена железная дорога от Бологого до Полоцка. Ее стратегическое предназначение - переброска армейских частей к западным границам России на случай того, что нехороший Тройственный союз поднимет руку на наших французских друзей.

Возрадуйся, читатель, если ты еще не уснул! На этом предложении заканчивается скучный урок истории. Жирная ненавистная училка, взяв классный журнал с твоими унылыми тройками, грузной походкой покинула класс и больше не вернется. Впереди - её величество суть и её величество красота.





Железная дорога, которую наши тогда построили вместе с французами - это интереснейший памятник железнодорожного транспорта прошлого века. Вокзалы, привокзальные сооружения (водонапорные башни, сараи, путевые будки и даже сортиры) в некоторых местах и по сей день стоят в почти первозданном состоянии. Деревянное зодчество начала прошлого века, семафоры, жезловая система - всё это существует на железнодорожном полотне, пронизывающем глухие тверские и псковские леса, выныривающем иногда среди маленьких деревушек и заброшенных полустанков. Кстати, по этой линии аж до 1976 года ходили самые настоящие паровозы. Не интересно, а?






Мне было интересно. И я мигом отрапортировал своему другу Бадееву, который избавил мою ленивую иррациональную душу от разработки концепции и плана. Через несколько дней Бадеев представил четкий план на июньские праздники 2014 года, включивший в себя путешествие на дизельной тяге с изрядной долей велосипединга. Бологое, Осташков, Великие Луки - и бескрайние русские просторы между этими стареющими, но живописными уголками страны.





Мероприятие было торжественно озаглавлено как "Икспедицыя по Бологое-Полоцкой Жылезной дороге" (это не падонкаффский сленг, а дань уважения Винни Пуху, между прочим. Или группе "Slade"). Компания из девяти человек подобралась довольно быстро.






Стоит сказать о текущем состоянии железной дороги. На данный момент по ней курсирует один раз в день поезд на дизельной тяге (ветка, само собой не электрофицирована) Бологое-Великие Луки, который состоит из двух вагонов: один сидячий, другой плацкартный. Этот крошечный состав - отрада и источник жизненной силы для полутора сотен оставшихся в тверских деревнях бабушек, раз в неделю катающихся на нем в соседнюю деревушку за молоком и хлебом. Пыхтит дизельная тяга по полузаброшенной дороге, стучат колеса, бегут за окном березки, жизнь катится куда-то навстречу садящемуся на западе солнцу. А когда этот поезд прибудет на конечную станцию? Уж лет двадцать как должен прибыть, но все идёт, идёт и идёт...







Утром на станции Бологое мы вдевятером, вооружившись велосипедами, штурмовали вагон. Проводницы - офигевшие, но дружелюбные, подбадривали нас во время наших неуклюжих карабканий в обнимку с железными конями навстречу тамбуру. Они шутили и даже слегка заигрывали. А потом душевно отпустили наружу на станции "Куженкино". От которой и был начат велосипедный путь, который отражен в приведенных здесь фотографиях.





У меня были важные дела в Москве, из-за чего на второй день я покинул нашу группу, отколовшись от нее на станции "Горовастица". Я прошел примерно треть от запланированного пути, но увиденное мной на этом маршруте даёт мне право написать несколько абзацев общих впечатлений. О поразительных кирпичных водонапорных башнях. О добром отношении людей, с которыми мы сталкивались - в поездах, городках и деревнях. О заброшенном вокзале в Горовастице, в который мы залезли, найдя в кассе старые билетные талоны и зарплатную ведомость сотрудников за 1976 год. О посёлке Фирово, где 12 июня был "праздник посёлка", заключавшийся в смешной дискотеке у рынка, прыгающих на батуте сорокалетних мужиках и припаркованных подле ментовских "Жигулях", в которых мирно спали два деятеля правопорядка.





Мне кажется, я прикоснулся к этому миру. Миру старой железной дороги: где еще немного оглянись назад - и почувствуешь запах горящего в топке угля. Где стрелочник в форме тридцатых годов закуривает смятую папиросину. Это мир,который лежит в двух сотнях километрах от одной из самых дорогих столиц Европы. Где есть семафоры, где берёза растёт между шпал и текут живописные реки - Шлинка, Ладыженка и Голодуша. Прикоснулся ли я к нему?

Наверное.

разруха, покой нам только снится, путешествия, Бологое-Полоцкая железнодорожная линия

Previous post Next post
Up