Наткнулся у
kamennyigost на моё любимое стихотворение Бродского с разбором, перепостил для вас, ДД!
Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
Как хорошо, что некого винить,
как хорошо, что ты никем не связан,
как хорошо, что до смерти любить
тебя никто на свете не обязан.
Как хорошо, что никогда во тьму
ничья рука тебя не провожала,
как хорошо на свете одному
идти пешком с шумящего вокзала.
Как хорошо, на родину спеша,
поймать себя в словах неоткровенных
и вдруг понять, как медленно душа
заботится о новых переменах.
В этом стихотворении с первой же строфы интересна пассивность лирического героя. кому теперь в друзья ты попадешь - он, не собирается ни с кем дружить, он может только попасть в друзья. И само слово «попасть». В русском языке попасть можно впросак, еще куда-то, сейчас не приходит в голову (ну, в тюрьму), короче, это почти попасться. Но дело не в этом. А в том, что есть среда друзей, это как фон. Причем он сразу отсекает, что ему кто-то нужен, а только он - им. Это типа одиночество.
А потом начинается самое интересное. во всем твоя одна, твоя вина - прямой смысл этих слов, что это твоя вина, но сказано так, что это как его царство, он хозяин своей вины, то есть «вины». И всей ситуации. Это как у Пушкина, печаль моя полна тобою. У Пушкина там, кстати, идет потрясающая строчка «Унынья моего ничто не мучит, не тревожит» - типа он смотрит со стороны на свое состояние, а значит, он не его раб. И, кстати, у Бродского логическое ударение на «одна», скорее, говорит об уникальности ситуации, чем о реальной вине.
В третьей строке самое классное «никем не связан». Инерция языкового штампа подсказывает нам ни С кем не связан, а здесь опять жесть, потому что ни с кем не связан это роман и отношения, а никем не связан это свобода. И перекликается с первой строфой «в друзья попадешь». Ну про то, что легче произнести «ты никого на свете не обязан» - это уже и так понятно.
А дальше ВДРУГ происходит раскручивание еще одного сюжета, когда, казалось, что уже ничего нового не может быть. Шумящий вокзал - это не так уж и плохо. Он, конечно, идет с вокзала, но че это он опять про это вспомнил? Вроде уже в одиночестве пьет вино? Нет, (Мне к людям хочется в толпу, в их утреннее оживленье - конечно, тут нет этого взвинченного пастернаковского восторга, но вокзал неслучаен). И доказательства: на родину он все-таки спешит. Душа поворачивается медленно. Но логическое ударение не на медленно, а на «душа». И это опять перекличка. Только со второй строфой. Одна - душа.
И еще: В первой строфе он не хочет «попапасть» - попасться, а здесь он готов «поймать себя». Это и есть формула самодостаточности.
В словах неоткровенных - это действительно очень классно сказано, потому что откровенные - это еще и те слова, которые уже открыты, а эти еще нет, сокровенные.
И ясно, что Бродский не только Ахматовой отвечает, но и над Блоком издевается. Я знаю, истина в вине. По вечерам над ресторанами. И ресторанная блядь - всегда без спутников одна.
Кстати, у Бродского так бывает, что в конце вдруг типа просвет. И взгляд подняв свой к небесам ты вдруг почувствуешь, что сам и так далее. Откуда к небесам, когда только что было «и молча глядя в потолок»
Откуда? От верблюда.
Отлично, правда? Вчера поехал вечером на Винзавод участвовать в
благотворительном собрании, но только сейчас узнал, что состоится оно сегодня в 19.30, а не вчера ))) Зато посмотрел выставку с неприятным моему слуху и невозможным для произношения мною, дабы не тревожить память, названием в галерее Марата&Юлии Гельманов.
Я вообще не собирался, наткнувшись на фото в интернете, да и название - явная провокация, меня покоробило. Ну не ведусь я на такие вещи... При всём глубочайшем уважении к Марату и к тому, что он делает, в этот раз между мной, и искусством получился барьер. Но я его, уж коль приехал всё равно, преодолел, и не пожалел!
Выставку "Протезов" надо смотреть именно "в живую"!
Это концептуально, это не примитивно, доски, афиши, вкрапления, целостное восприятие не оставляет сомнений - это безусловный арт! Вот как у
Лошака в "Большом городе" утверждается, что
"ШУ" - это арт, так и тут... Вообще, true russia - это один сплошной арт, и вся разница только в том, по какую сторону ты, объект ты искусства, или зритель... И, мне кажется, чем больше будет зрителей, тем меньше станет "арт-объектов".