Как известно Иваново входило раньше в Шуйский уезд Владимирской губернии. Одна из самых известных книг, описывающая Шую и окрестные поселения написана Владимиром Александровичем Борисовым и называется она «Описание города Шуи и его окрестностей».
Шуйский краевед Владимир Александрович Борисов (1809-1862)
Владимир Александрович Борисов принадлежал к роду нижнеландехских купцов (село Нижний Ландех тогда относилось к Гороховецкому уезду Владимирской губернии). Любовь к знаниям и древностям передалась ему от прадеда Бориса Ивановича (1724-1770) и деда Ивана Борисовича (1757-1822), которые, разъезжая по стране в качестве «разносчиков», собрали неплохую по тем временам библиотеку интересных книг духовного и гражданского содержания. К примеру, дед собственноручно переписал в 1786 г. два огромных хронографа.
После смерти в молодом возрасте отца Владимира, Александра Ивановича (1784-1810), возглавившая семью мать, Акулина Егоровна (1781-1824), перебралась на жительство в село Горицы Шуйского уезда, откуда была родом. В Горицах проживали её родители, брат и сестры. Отец, Егор Анисимович Баранов (1748-1825), был довольно богатым купцом 2-й гильдии. Сестры состояли в браке с видными горицкими купцами, представителями семейств Игумновых и Каретниковых. Двоюродная её сестра Лукерья Михайловна жила в Шуе, будучи замужем за одним из самых богатых людей города, выходцем из села Горицы, текстильным фабрикантом и торговцем, купцом 1-й гильдии Степаном Ивановичем Посылиным (1769-1834). Переехав в Горицы, Акулина Егоровна рассчитывала на помощь родственников и не обманулась в ожиданиях. Накануне своей смерти (1823) вдовая и бездетная Евфимия Егоровна Каретникова завещала Акулине дом и деньги, что позволило матери четырёх детей Борисовых отделиться от свекрови и приписаться к шуйскому купечеству. В полной мере развернуться на купеческом поприще она не успела.
Владимир окончил лишь приходское училище (в селе Дунилове). Но кровь деда играла в нём, он любил читать и постоянно стремился к самообразованию. Старший брат Пётр (1805-1878) поощрял его к знаниям, привозя из Москвы книги, полезные для ума. В довольно раннем возрасте Владимир приобщился к чтению московских газет и журналов, среди которых на первом месте стояли «Московские ведомости» и журнал Н. А. Полевого «Московский телеграф». «Московские ведомости» печатали завораживающие юного читателя протоколы заседаний Общества истории и древностей российских (ОИДР), из которых он узнал о принятии в Общество в 1829 г. соседа по уезду - нерехтского священника отца М. Я. Диева. Протокол о принятии Диева в Общество навёл Борисова на мысль о собственной научной перспективе, и вскоре он уже поражал Диева своими знаниями и отношением к истории. Диев оправдал надежды Борисова и действительно сделал всё, чтобы ввести его в члены ОИДР (1835), но главное, что он сделал, - пробудил в Борисове страсть к собирательству древностей. «В 1832 году познакомился я, приезжая домой за делами, - писал редактору «Владимирских губернских ведомостей» К. Н. Тихонравову в письме от 7 апреля1856 г. бывший купеческий брат В. Борисов (в 1832 г. он числился купеческим братом Петра и помогал ему торговать в Белоруссии и Литве, а также на российских ярмарках), - с известным и почтенным нерехотским историком и археологом, членом нескольких учёных обществ, священником Михаилом Яковлевичем Диевым, которому я обязан многими практическими наставлениями в моих литературных занятиях <...>. С этого времени начал я вести уже некоторые заметки о шуйских древностях и отыскивал по разным архивам старинные акты <...>».
Первые публикации старинных актов Борисова состоялись в 1836-1837 гг. Один акт был опубликован в Трудах и летописях ОИДР (1837, ч. 8) как приложение к протоколу заседания Общества от 28.04. 1834 г. Другие - в четырёхтомнике «Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук».
Акты Борисова печатали в трудах ОИДР с большой охотой, практически все подряд: о набеге пана А. Лисовского на Шую и её окрестности в первые годы царствования Михаила Фёдоровича (очень редкие акты); акты XVII в. о разбоях на Волге и Оке; акты о быте помещиков и крестьян в XVII в. (редкие акты, имевшие определённое значение накануне крестьянской реформы); акты о разделах, променах и переделах земли в XVII-XVIII вв.; акты, относящиеся до обычаев, нравов, обрядов и поверьев шуян в XVII в., и многие другие. Всего ОИДР опубликовало более 90 борисовских актов - главным образом в «Чтениях в Императорском ОИДР при Московском университете» и «Временнике Императорского Московского ОИДР».
В 1846 г. Борисов направил в Аохеографическую комиссию (АК) около 1000 актов, извлечённых в основном из архива шуйской земской избы. АК сформировала из актов Борисова отдельную коллекцию, которая и по сей день хранится в архиве. Оттуда редакторы трудов АК и черпали борисовский материал для публикаций.
С 1838 г. начали издаваться «Владимирские губернские ведомости» (ВГВ). К этому времени в жизни В.А. Борисова и его семьи произошли большие перемены. Сестра Екатерина (р. 1807) вышла замуж за купеческого сына из села Лежнева Ковровского уезда Владимирской губернии Афанасия Васильевича Кокушкина, отец которого владел самыми крупными текстильными фабриками в селе. Брат Фёдор (р. 1810) поступил в 1830 г. вольноопределяющимся в Волынский уланский полк и вскоре скончался от ран в Пружанском военном госпитале. Брат Пётр, глава купеческой семьи, первые годы ведший дело весьма успешно, под давлением внешних обстоятельств к 1836 г. вынужден был его прекратить. Владимир отделился, записался в мещанское общество г. Шуи и вместе с семьёй переехал в 1836 г. из Гориц на жительство в Шую, в дом жены, Ирины Фёдоровны (1815-1880), урождённой Пряхиной. В Шуе он и прожил оставшийся иск. Вырастил дочь Анну (1834-1888), выдал её замуж в 1855 г. за сына горицкого знакомца П.Г. Юдина и племянника кохомских текстильных фабрикантов братьев В.Н. и Е.Н. Ясюнинских - Фёдора Платоновича Юдина (1836-1898). Содержал семью, сначала работая (1838-1846) приказчиком на фабриках троюродного брата Михаила Степановича Посылина (1798-1868), а затем, до конца жизни, за счёт доходов от собственного небольшого камедного заведения. Доходы были невелики порядка 300 руб. в год, выбиться в купцы не позволяли. Но Борисов не роптал. Если и роптал, то только по поводу малых рублёвых возможностей в деле собирания древностей. (Вообще, удивительно, как он при таких доходах умудрялся заниматься собирательством. Предположить, что документы всегда попадали в его руки бесплатно, было бы наивно. По-видимому, часть своих приобретений он предназначал для продажи и таким образом получал оборотные деньги, позволявшие не оставить любимое занятие. Не потому ли некоторые люди, знавшие Борисова, иногда называли его антикварием?) Только в конце жизни он почувствовал, что такое безденежье, - когда не вернули долги за камедь разорившиеся фабриканты и пожар на соседней улице нанёс дому Борисова существенный урон. Пришлось продать большую часть своей коллекции старинных документов, унижаться в поисках денег перед некоторыми состоятельными людьми.
Итак, с 1838 г., когда Борисов уже переехал в Шую и сумел более или менее сносно устроить быт семьи, стали выходить в свет ВГВ. Прибавления к ним, названные частью неофициальной, были открыты для всех материалов Борисова. Газета подогревала его рвение постоянными благодарностями, изъявляемыми публично, и он сотрудничал с ней до последних дней жизни, сделав более 200 публикаций. В их числе - статьи, сообщения, подборки пословиц и поговорок, предания и старинные акты. Он освещал самые разнообразные темы, подсказанные первичными материалами и статьями по проблемам, входящим в область его интересов. Описал Шую и окрестные сёла (Иваново, Дунилово, Васильевское, Мельничное, Кохму, Горицы, Хотимль, Алексино, Шапкино, Лучкино и др.), монастыри и церкви г. Шуи и упомянутых сёл в историческом, в том числе этнографическом и статистическом, отношении. Диапазон времени - от XVII до XIX в. включительно.
Поощряли Борисова к продолжению его занятий и владимирские губернаторы. П.М. Донауров, посетив Шую в конце 1844 г. в связи с открытием больницы, построенной купцами братьями Киселёвыми, дал Борисову разрешение на извлечение старинных актов из шуйских архивов. В 1847 г. он представил Борисова к награждению медалью «За усердие». Другой губернатор, Е.С. Тиличеев, позаботился о присвоении Борисову звания личного почётного гражданина (1858).
О том, какими глазами смотрело на деятельность Борисова в ВГВ губернское начальство, отвечающее за содержание газеты, видно из представления Донаурова по поводу награждения Борисова, составленного и 1847 г.: «С самого учреждения в 1838 году Губернских ведомостей, - к достижению цели, назначенной Правительством, оказывает самое деятельное и постоянное участие живущий в г. Шуе Владимир Александров Борисов. По врождённой привязанности его к древностям, к раскрытию неизвестных древних актов, монет, медалей, ископаемых редкостей - Борисов в продолжение восьми лет постоянно украшает Губернские ведомости плодами своих полезных изысканий. Более 70 статистических и историко-археологических статей о Шуйском крае, в том числе более 30 царских грамот и разных других древних, доселе неизвестных, актов, доставлено Борисовым в редакцию. Заслуги его тем более достойны одобрения, что до настоящего времени он был почти единственным сотрудником нашей газеты и притом самым деятельным».
Работая в газете, Борисов приобрёл огромный литературный опыт и сделал ряд заготовок, позволивших составить книгу, первую и самую главную в его жизни - «Описание города Шуи и его окрестностей», которая увидела свет в конце 1851 г. Книга состоит из двух условных частей и шести глав. В первую часть вошли пять глав описательного характера, во вторую - более ста старинных актов. Актами были наполнены и первые пять глав: он их упоминал, цитировал, пересказывал или приводил в полном объёме. Следует отметить, что ни одна статья Борисова в ВГВ или где бы то ни было не обходилась без обильного цитирования документов, которые при желании можно было использовать и в другом контексте.
В «Описании города Шуи и его окрестностей» весь запас подготовленных Борисовым документов не поместился, и потому перед ним встал вопрос об издании второй книги. Вторая книга - «Старинные акты, служащие преимущественно дополнением к Описанию г. Шуи и его окрестностей» (сокращённо «Старинные акты») - вышла из печати в Москве в 1853 г. Её издание профинансировал ивановский текстильный фабрикант и общественный деятель, историк и географ, меценат Я.П. Гарелин. Вторая книга вместила в себя 212 актов. Несмотря на отсутствие в ней материалов описательного характера, книга пользовалась и пользуется у учёных не меньшим успехом, чем первая.
К.Н. Тихонравов, редактор ВГВ и друг Борисова, прилагал определённые усилия, чтобы втянуть Владимира Александровича в работу других научных обществ. Борисов сотрудничал с Археологическим и Географическим обществами и с Владимирским губернским статистическим комитетом. В Трудах этих обществ печатались его статьи статистического характера. Статьи (материалы) Борисова периодически появлялись в газетах и журналах обеих столиц - «Сын отечества», «Русский вестник», «Русский инвалид», «Литературные прибавления к Русскому инвалиду», «Северная пчела», «Московские ведомости», «Московские губернские ведомости», «Библиографические записки», «Журнал МВД», «Журнал МНП», «Земледельческая газета». Наиболее системно - в «Москвитянине», с редактором которого М.П. Погодиным сложились и личные, правда заочные, отношения.
Умер Борисов неожиданно, после кратковременной болезни. Его биографию первым составил и опубликовал в ВГВ (1862) К.Н. Тихонравов. Исследователь А.В. Смирнов подготовил первую подробную биобиблиографию Борисова.
Евгений Вопилин
источник:
http://www.infoshuya.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=100 Сейчас электронная копия книги В.А.Борисова "Описание города Шуи и его окрестностей" доступна на торренте Kinozal.tv (
http://kinozal.tv/details.php?id=636592)
Для тех, кто не дружит с торрентами, ссылка на Народ:
http://narod.ru/disk/22910419000/Opisanie.goroda.Shui.i.ego.okrestnostejj.s.prilozheniem.starinnyh.aktov.1851.PDF.pdf.html