Все началось с сообщения в аське от моей знакомой по форуму экстремалов Кати. Она рассказала, что намечается традиционная майская альпиниада в Чимгане. (Горная вершина Большой Чимган - одна из высочайших вершин (3309 м) в отрогах Чаткальского хребта западного Тянь-Шаня, которую можно наблюдать невооруженным глазом непосредственно из Ташкента. (с)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E8%EC%E3%E0%ED )
И хотя все казалось было против этой поездки, мне нужно было скоро уезжать, а я еще ни билет не купил, ни к поездке не приготовился, да и дел до отъезда нужно было переделать кучу, я все же сразу решил - еду! И вот у меня неделя на подготовку к альпиниаде. Этим же вечером я пошел в клуб «Ирбис», чтоб записаться в него и узнать условия участия в мероприятии. Там меня поначалу не хотели брать, но узнав, что у меня большой опыт в промальпе и благодаря рекомендации Кати меня взяли. Там же я получил бланк медицинской справки-допуска к участию в альпиниаде и список необходимого оборудования.
И вот, неделя прошла и все необходимое для поездки было собрано, хочу сказать спасибо Кате за ее ледоруб и Эмилю за кошки, они очень пригодились. Чимган встретил нас хорошей погодой. Туристы и просто отдыхающие суетились вокруг канатки. В последнее время сюда приезжают для того, чтоб покататься на лошадях, квадрациклах, устроить пикничок, просто погулять.
Наш лагерь расположился справа от канатки, за саем (сай-- горный ручей) метрах в двухстах от дороги. Первый день был установочный, я занялся установкой палатки, окопал ее со всех сторон от дождя, потом помог в установке больших кухонных и столовых палаток. Часов в 9 лег спать, но сон все не шел, мешал и гул горного ручья, и ветер колыхавший края палатки, и даже соловей певший свою весеннюю песню. Уснул поздно, часа в 3 ночи. Проснулся от будильника, своего и из соседних палаток. Там и сям, разбуженные начали выползать обитатели лагеря. Дежурные прокричали «самолет» и все начали стягиваться в столовую. Как оказалось, самолет это и есть команда, оповещающая о готовности еды. К 9 все были на построении и выдвинулись из лагеря вверх по ущелью. Примерно через 5 км мы достигли того места, где все еще лежал снег. Он был тяжелый и хорошо слежавшийся. Ходить по нему было приятно. Андрей, наш инструктор, научил нас, как правильно ходить по снегу, как страховаться при помощи ледоруба и как зарубаться ледорубом при срыве. Мы отработали движение в связке, действия при срыве одного из связки. Часов до трех мы успели напрыгаться, набегаться, накупаться в снегу и еще нам показали направление пути, которое нам предстояло пройти на следующий день. Мы немного устали, но чувствовали себя готовыми к новым свершениям и в нетерпении в предвкушении следующего дня.
Пробуждение было назначено на три часа, выход на восхождение в четыре. Но я так и не смог уснуть в эту ночь, как ни старался. Не помогли ни овцы, прыгающие через забор, ни другие способы усыпить себя. В два часа взглянув на часы я понял тщетность этих попыток, еще раз проверил не забыл ли чего важного положить в рюкзак. Особо проверять его и не нужно было, но время нужно было куда-то девать. Потом вылез из палатки. Темно, но на кухне уже копошились дежурные. Они неплохо справлялись сами, но от помощи не отказались. На завтрак была овсянка. Я ее не очень, если честно, но там и она ушла за милую душу. Пока мы завтракали, пока распределяли общественную провизию, веревки и проверяли снаряжение отряда, времени прошло чуть больше, чем рассчитывали. Из лагеря мы вышли в половине пятого. Было все еще темно, но пока дошли до снега наступил рассвет.
Здесь мы остановились для того чтобы одеть системы, кто-то сразу одел кошки и куртки, все достали ледорубы. В кошках идти было тяжелее, приходилось выше поднимать ноги. Примерно через километр уклон снега по которому нам предстояло идти стал круче и мы снова остановились для того, чтоб дать возможность хвосту подтянуться и облачиться в кошки тем, кто не успел этого сделать ранее.
В этом месте ущелье сужалось и талые воды размыли снег. Вода выныривала из под снега и тут же ныряла обратно. Мы обрадовались воде и хотели пополнить ее запасы, но инструктор не разрешил нам. Это было опасно. Можно было провалиться под снег и уйти по течению вниз. Представлять все это не очень хотелось. Обходить пришлось по скальному участку. В кошках по скалам не очень удобно, стальные шипы за скалы цепляются неохотно. Хорошо, что этот участок был не очень большим.
Здесь мы построились в цепочку и двинулись к вершине. Так как склон становился все круче, то двигаться нам приходилось змейкой. Ведущий, шедший впереди должен был пробивать в снегу ступени. Это быстро выматывало. Поэтому ведущий постоянно сменялся, останавливаясь и пропуская всех вперед. Его место занимал идущий за ним. Так, постоянно сменяясь, мы поднимались вверх. Несколько раз мы перешагивали через траншею тянущуюся с самого низа и до вершины горы. Как оказалось это «жопслэй», способ спуститься с этой горы. Садишься на самой вершине на пятую точку и едешь до самого низа. Конечно, очень хотелось проехать по этому склону, но и было немного страшно. Склон крутоват, и как не улететь пулей вниз мы еще не знали. Но это только предстояло, и будоражило наше воображение. А пока была еще середина пути, и мне было не то, чтобы плохо, но и не совсем хорошо. Мне дико хотелось спать, глаза сами собой закрывались и меня начинало тянуть назад. Я чувствовал, что если закрою глаза, ничем хорошим это не закончится. Но Андрей, инструктор сказал, что нужно сконцентрироваться на дороге, пить воду и съесть что-нибудь сладкое.
Вскоре был пит стоп, после него я чувствовал себя намного лучше. Так я на себе прочувствовал горняжку, или горную болезнь.
Вторая половина пути была более спокойна на события. Мы уже все устали. Никто не пытался вырваться вперед. У всех выработался стабильный темп небольшими шажками, при котором мы не сильно уставали и могли без отдыха проходить значительные расстояния. Мы все реже нарывались на замечания инструктора. То и дело кто-то посматривал на верх и вниз пытаясь просчитать сколько пути мы прошли и сколько еще осталось. Иногда мы останавливались, чтобы посмотреть как красиво вокруг. Но остановки приводили к отставанию, а догонять было намного тяжелее, чем идти равномерным шагом. Смотреть на вершину не хотелось, она была еще очень далеко. Поэтому мысли концентрировались на чем-то отвлеченном. На оборудовании. Когда каждый шаг дается с усилием, когда экономия сил, времени и удобство это вопрос успеха либо его отсутствия, начинаешь по другому оценивать снаряжение. И вот ты видишь, что инструктор идет с палками. И ты понимаешь, что так намного легче, потому, что снимается часть нагрузки с ног. Ты видишь буржуйские кошки, которые одеваются в три раза быстрее и на порядок надежнее крепятся на ноге. Ты вспоминаешь автоматические карабины на пружинных механизмах и многое другое, что ты считал блажью обленившихся буржуев. И обещаешь себе, что вот ты сейчас взберешься на эту гору, а потом мы съездим в Москву, купим себе замечательные кошки, и ледоруб правильной длинны, и ботинки которые сами тебя будут поднимать на вершину. О! Как хорошо, что в мыслях об этом мы вышли на финишную прямую.
Она уже видна, всего каких-то пятьсот метров и мы победители. Всего то и подняться каких-то 100-130 этажей. Мы сможем это, мы точно сможем. И у всех во взгляде это светится, что не смотря на то, что еще нет, но уже точно что ДА!
И вот мы на вершине, все гуськом, гуськом выходят на гребень горы. Чуть в стороне скалистая полянка по которой все и расползаются. Все радостные и немного уставшие. Мы молодцы! Вот и инструктор поднимается, хвалит нас, говорит, что сейчас мы поднимемся на вершину, заменим записку, а потом вернемся и перекусим. Поднимемся на вершину?! А мы где? И куда идти?
Да вот она за нашими спинами, и идти то ничего, но так лениво. Позади около 15 км пройденного пути, разница высот около 1700 метров, 6,5 часов в пути. И расставаться с мыслью, что мы уже дошли так не хотелось. Но инструктор поднял нас, и мы пошли дальше. Дорога по хребту была несложной, мы шли налегке, уклон был небольшой, лишь в некоторых местах рыхлый снег не выдерживал нас и ноги проваливались на полметра. Мы довольно быстро поднялись на вершину. Большой Чимган! С него открывался потрясающий вид на долину, на Чаткальский хребет, на Плато Пулатхан.
На горе было хорошо. Потому, что там очень красиво. Потому, что мы смогли! Потому, что сможем еще!
А еще была открыта символическая бутылка шампанского, в честь нашей победы, в честь нашего первого восхождения. Эээ, две))
На удивление, не смотря на разряженный воздух, содержимое не вылилось все, и нам даже осталось по глоточку.
Инструктор рассказал нам о том, что нас окружает и ответил на интересующие вопросы. Он это делал достаточно долго в надежде на то, что все успеют нафотографироваться. Не смотря на это, особо рьяных фотографов с горы пришлось сгонять, за что мы получили отдельный пистон на разборе вечером.
Вернувшись на поляну, мы перекусили. Инструктор рассказал нам о том как мы будем спускаться с горы, о том как при скольжении не развить слишком большую скорость и как тормозить и зарубаться если это все же произошло. Несмотря на все его рассказы, полного понимания как это будет, у нас не было. Вернее мы то понимали, как это должно быть, но вот как в реальности не разогнаться, а тем более как у нас получится зарубаться с помощью ледоруба мы до конца не понимали. Мы сняли системы и заправили куртки в штаны. Я не стал снимать флиску и надел куртку поверх нее. Это было ошибкой. Я это понял когда начал спускаться. Но деваться было некуда, переодеваться поздно. Пот лился у меня ручьями, было очень жарко, и я попросил инструктора пустить меня в первых рядах. За что заработал персональный выговор. Но тут понадобились люди, которые будут останавливать излишне разогнавшихся. И это меня спасло. Стоять окопавшись в снегу было прохладно. Спасать почти никого не пришлось, и скоро все уже катились по склону. Это как в детстве когда мы катались с горки, только длинна нашей была, по словам инструктора, четыре километра. Это было потрясающе, мало того, что 2-3 часовой спуск мы преодолели минут за 20, так еще и просто детский восторг от самого процесса. Счастливые мы спустились к склону горы.
Этот день был для нас полон событий, радостных эмоций и приятных переживаний. Какие бы восхождения не ждали нас впереди, это восхождение мы не забудем никогда. А в лагере нас ждут друзья, и поздравления, и, конечно же, обед. А так же подготовка к новым восхождениям. Но это уже другая история и ее я тоже постараюсь рассказать…