Солдаты рейха

Jul 02, 2008 02:13


Искать в Калининграде Кёнигсберг, пожалуй, бессмысленно. По понятным причинам: война + советская власть. За исключением пары-тройки мест это типичный российский облцентр, что не умаляет его балтийского очарования.
Стоя у могилы Канта, которая находится у стены Кафедрального собора, впервые пожалел, что нет фотоаппарата: в просвет между колоннами ( Read more... )

Leave a comment

kama_ans July 3 2008, 13:43:41 UTC
Это о Боге. Предполагалось, что Он разумен. А про вязы - только миф. Увы.

Reply

shostakovitch July 3 2008, 15:09:06 UTC
Нет, всё-таки не о Боге, максимум - об ангелах. Бога он оговаревает особо. А почему миф?

Reply

kama_ans July 4 2008, 14:23:28 UTC
Об ангелах - не стоило тратить слов. Их подчиненность нравственным законам очевидна из истории ангельского бунта. А вот о Боге - было бы крайне интересно. И Его нравственность и Его разумность совершенно неочевидны. А каких еще существ Кант мог бы считать разумными? А в каком году могли сажать вязы в маскировочных целях?

Reply

shostakovitch July 4 2008, 14:51:46 UTC
Ты не находишь противоречивым, что правоверный лютеранин Кант, исповедующий единого Бога, называет его "существа", во мн. ч.? В общем, к разумным существам он причисляет неких "бестелесных духов" и "бесконечное высшее мыслящее существо", но оно и так по Канту неспособно к "максимам, противоречащим нравственному закону", потому что совершенно. Ну, Цветков там выше ещё про роботов написал))

Вопрос с вязами не изучал. Может, пруссаки понасажали, но с теми же целями?

Reply

kama_ans July 4 2008, 16:11:24 UTC
То что Кант не о Боге сказал, это я уже понял по контексту. Я знаю эту цитату по Алексееву С. С. ("Философия права") и помнил, что-то про то, что Бог и есть что-то около нравственности. Это меня и смущает. Ведб тогда нужно все естественные законы признать нравственными? Но они детерменированы, что исключает свободу воли и сразу делает пустым вопрос о нравственности. Хотя есть мнение, что в квантовых вероятностных процессах, например, проявляется Божья воля и Он, таким образом, обладает и волей и свободой воли. Странно мне это - источник закона совпадает с объектом. Я удовольствуюсь тем, что Бог непостижим, а формы разума и нравственности бесконечны. Резать детишек на теокали нравственно? А насилие над совестью индейцев? Монгола ужасало убийство послов и ему было мерзко, что горожане после этого терпели князя, а русские воспылали праведным гневом, когда нукеры Батыя вырезали жителей Козельска, невинных с их точки зрения. Господь подверг Египет казням, а Сын Его велел любить врагов. Мой отец считал, что право выше морали (и ( ... )

Reply

shostakovitch July 7 2008, 12:13:33 UTC
Вот это интересный вопрос - о Боге как источнике Закона и одновременно творце природы. Кант ясно отделяет природное от нравственного. Вернее так: категорический императив есть произведение чистого практического разума, лишённого всего эмпирического и природного, он повелевает категорически, не взирая ни на какие "антропологические" обстоятельства. Сообщество разумных существ, живущих по нравственному закону, мыслится им как "царство целей". Но Кант и сам оговаривается, что это - идеал. Т.е., он опускает любые частности, выводя Закон, по его разумению, универсальный для всех. Поэтому права он в "Критике практического разума" не касается, поскольку оно всё основано на повседневном опыте. Идеалист, что ты хочешь. О праве он говорит в "Метафизике нравов", но я её по диагонали просматривал.

Reply


Leave a comment

Up