От Козьмы Пруткова до Никиты Михалкова

Oct 29, 2010 17:02



Читал сей Манифест Просвещённого Консерватизма Никиты Михалкова http://www.polit.ru/kino/2010/10/26/manifest.html, ржал под стулом - и не мог отделаться от ощущения дежавю. Ведь почти точно такой же манифест был написан в России 150 лет назад.



Козьма ПРУТКОВ

ПРОЕКТ О ВВЕДЕНИИ ЕДИНОМЫСЛИЯ В РОССИИ

Приступ. Наставить публику. Занеслась. Молодость; науки; незрелость!.. Вздор!.. Убеждения. Неуважение мнения старших. Безначалие. "Собственное" мнение!.. Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?! Откуда оно возьмется? На чем основано? Если бы писатели знали что-либо, их призвали бы к службе. Кто не служит, значит: недостоин; стало быть, и слушать его нечего. С этой стороны еще никто не колебал авторитета наших писателей: я - первый. (Напереть на то, что я - первый. Это может помочь карьере. Далее развить то же, но в других выражениях, сильнее и подробнее.)

Трактат. Очевидный вред различия во взглядах и убеждениях. Вред несогласия во мнениях. "Аще царство на ся разделится" и пр. Всякому русскому дворянину свойственно желать не ошибаться; но, чтоб удовлетворить это желание, надо иметь материал для мнения. Где ж этот материал? Единственным материалом может быть только мнение начальства. Иначе нет ручательства, что мнение безошибочно. Но как узнать мнение начальства? Нам скажут: оно видно из принимаемых мер. Это правда... Гм! нет! Это неправда!.. Правительство нередко таит свои цели из-за высших государственных соображений, недоступных пониманию большинства. Оно нередко достигает результата рядом косвенных мер, которые могут, по-видимому, противоречить одна другой, будто бы не иметь связи между собою. Но это лишь кажется! Они всегда взаимно соединены секретными шолнерами единой государственной идеи, единого государственного плана; и план этот поразил бы ум своею громадностью и своими последствиями!

Он открывается в неотвратимых результатах истории. Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история? Как ему обсуждать правительственные мероприятия, не владея ключом их взаимной связи? - "Не по частям водочерпателышцы, но по совокупности ее частей суди об ее достоинствах". Это я сказал еще в 1842 г. и доселе верю в справедливость этого замечания. Где подданному уразуметь все эти причины, поводы, соображения; разные виды, с одной стороны, и усмотрения, с другой?! Никогда не понять ему их, если само правительство не даст ему благодетельных указаний. В этом мы убеждаемся ежедневно, ежечасно, скажу: ежеминутно. Вот почему иные люди, даже вполне благонамеренные, сбиваются иногда злонамеренными толкованиями; у них нет сведений: какое мнение справедливо? Они не знают: какого мнения надо держаться? Не могу пройти молчанием... (Какое славное выражение! Надо чаще употреблять его; оно как бы доказывает обдуманность и даже что-то вроде великодушия.) Не могу пройти молчанием, что многие признаны злонамеренными единственно потому, что им не было известно: какое мнение угодно высшему начальству? Положение этих людей невыразимо тягостное, даже смело скажу: невыносимое!

Заключение. На основании всего вышеизложенного и принимая во внимание: с одной стороны, необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства; с другой же стороны - невозможность достижения сей цели без дарования подданным надежного руководства к составлению мнений - не скрою (опять отличное выражение! Непременно буду его употреблять почаще) - не скрою, что целесообразнейшим для сего средством было бы учреждение такого официального повременного издания, которое давало бы руководительные взгляды на каждый предмет. Этот правительственный орган, будучи поддержан достаточным, полицейским и административным, содействием властей, был бы Для общественного мнепия необходимою и надежною звездою, маяком, вехою. Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам. Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать "вопросы" по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых "вопросов"!

С учреждением такого руководительного правительственного издания даже злонамеренные люди, если б они дерзнули быть иногда несогласными с указанным "господствующим" мнением, естественно, будут остерегаться противоречить оному, дабы не подпасть подозрению и наказанию. Можно даже ручаться, что каждый, желая спокойствия своим детям и родственникам, будет и им внушать уважение к "господствующему" мнению; и, таким образом, благодетельные последствия предлагаемой меры отразятся не только на современниках, но даже на самом отдаленном потомстве.

Зная сердце человеческое и коренные свойства русской народности, могу с полным основанием поручиться за справедливость всех моих выводов. Но самым важным условием успеха будет выбор-редактора для такого правительственного органа. Редактором должен быть человек, достойный во всех отношениях, известный своим усердием и своею преданностью, пользующийся славою литератора, несмотря на свое нахождение на правительственной службе, и готовый, для пользы правительства, пренебречь общественным мнением и уважением вследствие твердого убеждения в их полнейшей несостоятельности.

Конечно, подобный человек заслуживал бы достаточное денежное вознаграждение и награды чинами и орденскими отличиями. Не смею предлагать себя для такой должности по свойственной мне скромности. Но я готов жертвовать собою до последнего издыхания для бескорыстной службы нашему общему престол-отечеству, если только это будет согласно с предначертаниями высшего начальства. Долговременная и беспорочная служба моя по министерству финансов, в Пробирной Палатке, дала бы мне, между прочим, возможность благоприятно разъяснять и разные финансовые вопросы, согласно с видами правительства. Разъяснения же эти бывают часто почти необходимы ввиду стеснительного положения финансов нашего дорогого отечества.

Повергая сей недостойный труд мой на снисходительное усмотрение высшего начальства, дерзаю льстить себя надеждою, что он не поставится мне в вину, служа несомненным выражением усердного желания преданного человека: принести посильную услугу столь высоко уважаемой им благонамеренности.

1859 года

Правда, про этот проект мало кто знает - более известны знаменитые афоризмы Козьмы Пруткова. Но и Никита Михалков приправил свой манифест афоризмами, по своему напыщенно-глубокомысленному пустословию ни в чём прутковским не уступающими:

Пришла пора - делать дело! (Прутков: Смотри в корень!)

Культ определяет культуру, а культура воспитывает нацию.

Культура обнимает собой весь мир окружающих нас вещей, свойств и отношений. (Прутков: Плюнь в глаза тому, кто скажет, что можно объять необъятное!)

Физически уничтожить человека легко, а сохранить его духовно - трудно.

Быть консерватором - значит быть человеком.

Истинной культуре нас никто не научит.

Человек с устойчивой психикой и здравым рассудком, как правило, консервативен.

Консерватизм стар, как стара человеческая природа.

Традиция - это волна, текущее духовно-материальное единство бывших, настоящих и будущих поколений.

История понимается нами как единство прошлого, настоящего и будущего времени. (Прутков, по памяти: Если бы прошлое продолжало существовать наряду с настоящим, а настоящее - наряду с будущим, то кто бы тогда разобрал, где причины и где последствия?)

Старость надо уважать.

«Созидай, не разрушая!» - наш исторический девиз.

Всякий нормальный человек любит Родину и почитает Отечество.

Истинный гений - национален. Великая культура - неповторима.

Гражданами мы становимся в обществе, подданными - в государстве, а людьми - в семье.

Государство - это культура в форме служения Отечеству.

Гарантийное государство - это государство Общего дела и Общего делания.

Политика - это воля к власти.

Предатель и вор должен сидеть в тюрьме, кем бы он ни был!

С этим пора кончать! (Прутков: Бди!)

Армия - это культура в форме службы Отечеству. (Ср. выше: Государство - это культура в форме служения Отечеству)

С такой армией - мы будем непобедимы!

Слабая власть - не власть, а самообман и обман. Власть, не вызывающая уважения, - не власть. Власть социально бессильная - источник бедствий и разрушения.

Россия - государство великое и огромное.

Российская государственная власть должна быть мудрой, сильной и терпеливой или ее не будет вовсе

Государственная власть - это личная жертва, приносимая на алтарь Отечества!

Информация и коммуникация - это капилляры власти.

Хватит проедать национальное достояние! Довольно жить взаймы!

Мы не нация торгашей, мы нация героев!

Собственность порождает власть, а власть гарантирует собственность.

Мы - не Гондурас.

Ну, и завершим цитирование коктейль-десертом из нескольких михалковских афоризмов:

Что это значит? Приходит время новых идеологий. Нам необходим новый креативный класс-лидер. А в итоге... все что-то не получалось. И не получится! Так было в России раньше, так будет в ней и впредь. Все хорошо - на своем месте и в свое время. И да поможет нам Бог!

Да уж, правильно говорится: за 15 лет в России меняется всё, а за 150 лет - ничего.

Previous post Next post
Up