О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
А.С. Пушкин
Многие дети, а также взрослые дяди и тёти наверняка помнят сказку Алексея Толстого (1882-1945) «Приключения Буратино или Золотой Ключик» (первая публикация - 1936 год).
Многие также знают о том, что эта сказка является видоизменённой интерпретацией сказки итальянского автора Карло Коллоди (1826-1890) «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», впервые увидевшей свет в 1883 году.
В этом кратком материале из всей сказки о Буратино хочется обратить внимание на факт происхождения имени владельца кукольного театра Карабаса Барабаса, который, как известно, на протяжении всего сказочного сюжета гоняется за золотым ключиком, но так его и не находит.
Почему Алексей Толстой этого кукловода назвал именно Карабасом Барабасом, а не каким-то другим именем? Является ли это имя случайным?
Оказывается, нет. В художественной литературе имя Барабас впервые упоминается английским поэтом, переводчиком и драматургом Кристофером Марло (1564-1593) в пьесе «Мальтийский жид» (The Jew of Malta), созданной в 1589 году.
В пьесе «The Jew of Malta» лицо еврейской национальности по имени Барабас - воплощает собой настоящее исчадье ада.
Некоторые знатоки утверждают, что настоящий бог евреев - не Яхве-Иегова, а деньги. В этом контексте символ бородатого владельца кукольного театра с именем Карабас Барабас, который пытается найти заветный золотой ключик, предстаёт перед нами несколько в другом свете - иносказательном. Чёрная шляпа у сказочного Карабаса Барабаса есть. Для всей полноты этого колоритного образа не хватает разве что длинных пейсов.
Начинаете понимать, к чему я клоню?
Весьма похоже на то, что, вытащив из пьесы Кристофера Марло имя и образ мерзопакостного еврея Барабаса, Алексей Толстой, мягко говоря, не очень любил лиц еврейской национальности. Что даёт нам повод под новым ракурсом и более пристально рассмотреть и другие символические образы в произведениях этого выдающегося русского писателя.
А если копнуть исторические архивы ещё глубже, в «прекрасное далёко», имя Барабаса мы можем найти ещё в одном не менее бессмертном произведении - Новом Завете.
Оказывается, Барабас - это имя разбойника, которое в одной из версий русского перевода звучит, как Варрава.
Вот такие чудеса мы можем обнаружить, если начнём исследовать некоторые имена и факты, которые лежат на поверхности и кажутся всем известными.
Беглое исследование «в первом приближении» семантических и исторических корней имени «Барабас» является замечательным подтверждением мысли Гераклита: «Что требует самых основательных, самых упорных доказательств, так это очевидность. Ибо слишком многим недостаёт глаз, чтобы видеть её».
В случае, если тема Карабаса-Барабаса показалась вам интересной, с ещё одним самым настоящим духовным кастратом Карабасом-Барабасом современности вы можете ознакомиться в статье
Накладываю эпитимию на сборище дегенератов «Литпрома» ©
Николай Шошанни