"Мост", Иэн Бэнкс.

Oct 19, 2009 17:16



HФорма? Возьмусь описать мост с помощью букв. В поперечном разрезе, в самой широкой части, он здорово смахивает на букву «А», причем перекладинка - это железнодорожный ярус. В вертикальной проекции центральная часть каждой секции - это буква «Н», поставленная на «X».
В обе стороны от центра друг за другом отходят еще шесть «X», постепенно уменьшаясь в размерах, пока не встречаются с узкими межопорными пролетами, каждый из которых имеет девять собственных маленьких «X». Пролеты соединяют друг с другом концы больших «X» и завершают черновую форму нашей конструкции. Алле-оп! Вот вам и мост!
Иэн Бэнкс,  "Мост" (Метаформоз; Глава первая).

HXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
Если взять обычное стекло, то оно прозрачно в своей банальности, но если взять молоток и расколотить стекло на осколки, то каждый осколок будет уникальным образом искажать действительность, даря нам сотни альтернатив.

Так и с обычным инженером, пусть даже и талантливым - он "прозрачен". Но если его хорошенько приложить по голове, то впадая в кому, разбившееся сознание начнёт формировать десятки альтернативных миров. Наш главный герой, борясь с амнезией, кочует в череде снов, пытаясь найти себя. Большую часть он проводит в вымышленном мире, где несуществующие земли связывает исполнинский мост, аллегория очень прозрачна. Тем не менее вымышленный быт довольно убедителен и не уступит большинству фантастических романов: условия жизни, социальная иерархия, техника и технология детальны и живописны, большей частью исполнены в хорошем паропанковском стиле.

Другой сон о мире варварствующего наёмника и его спутника колдуна, эта парочка, кочуя по античной мифологии вносит фэнтэзийный элемент.

Сон о жизни инженера, это сон о реальном прошлом героя, он дополняет нашу алхимическую смесь чертами современного социального произведения.

Изюминкой романа можно про праву считать сны во снах, эти короткие притчи, являясь второй производной снов, поражают своей выверенностью и внутренней симметрией, только ради некоторых из них можно читать этот роман. Однако это не общая рекомендация, произведение сложное, пласты повествования накладываются друг на друга медленно формируя исходную структуру сюжета. Это похоже на фильм прокручиваемый назад: первый кадр - мы видим сверкающую груду стелянных осколков, затем они медленно приходят в движение, постепенно скрепляясь вместе, формируют стеклянный сосуд, а полон тот или нет, из фильма не ясно.

Книга для тех, кто готов подумать, и тех, кто считает грань между реальностью и фантастикой вопросом целостности психики.

Пользуясь новой функцией ShortBook, привожу несколько занятных цитат.

Интересен взгляд со стороны на наш язык:
«…он иногда заставал ее за чтением беллетристики и учебников с курьезным кириллическим алфавитом, половина букв которого казались знакомыми.»
"Мост" (Метаморфей; Эоцен).

В следующем отрывке, явно прослеживается реальный опыт личной автоэволюции преуспевающего холостяка:
“Он купил «мерседес» и вскоре поменял его на подержанный «феррари», у которого все время засорялись свечи. Наконец он остановился на красном трехлетнем «порше», хотя, конечно, предпочел бы новый”.
"Мост" (Метаморфей; Эоцен).

Весьма рискованный опыт, который можно окрестить как "порнографическая типографика" или порнотипографика, занятные неисследованные разделы фетишизма и типографики:
«За каждым коленом есть буква Н. Перекрестие межъягодичной щели со складкой под ягодицами - чем не +? Ее ноздри - это , (надеюсь, я вас еще не совсем запутал), талия - )(, а самое интересное место смахивает на V (вид спереди) и ! (вид снизу). Тут она, понятное дело, все это переварила и добавила, что еще у нее есть : и регулярные . (но это, впрочем, не знаки, а каламбуры; я уже говорил, что она буквальная женщина). Не суть; но, завидев !, я сделал I (а она - О)».
"Мост" (Метаморфей; Эоцен).

буква, рекомендация, книги, porsche, вёрстка, shortbook, рецензия

Previous post Next post
Up