Красота

Jan 18, 2012 16:47


В последнее время мне часто приходилось сталкиваться со «слепыми» дизайнерами, которые не знают чем они занимаются. Буквально. То есть они просто не знают что такое красота. Это жуткий пробел, поэтому я надену костюм Капитана Очевидность и попробую заменить эту круглую шпацию на полукруглую.





* * *

Итак, сразу предупрежу, поскольку философией и особенно эстетикой, как правило, занимались многословные люди, быть очень кратким не получится.

Прежде чем объяснить что такое красота, нужно сначала разобраться с привлекательным, прекрасным и возвышенным.

Проще всего с привлекательным: это то, что приятно по ощущениям. Яркие чистые цвета, вроде цветочных узоров на вазочке, или звуки, подобные звону колокольчика - их часто приятно ощущать и они привлекают даже детей. Привлекательность обычно обусловлена эмоционально и физиологически, поэтому это субъективное свойство. Одним людям нравятся одни цвета, другим другие, именно про привлекательное говорят: «на вкус и цвет товарища нет». Работать с привлекательностью тоже просто - существует масса рекомендаций о том, что нравится большинству людей, вроде исследований, как разные цвета и их сочетания влияют на восприятие. Однако, следуя этим рекомендациям можно сделать нечто привлекательное, но оно может и не быть красивым. Почему?

Потому что красота связана с горазо более сложным понятием прекрасного.

Чувство прекрасного разные философские учения определяют вроде бы по разному.
Идеалисты называют прекрасным отображение идеи в форме.
Религиозные идеалисты заменят идею Богом и считают прекрасное проявлением Бога.
Субъективисты считают, что чувство прекрасного возникает когда человек видит отражение собственного внутреннего Я.
Материалисты находят прекрасное в проявлениях законов природы.
И так далее...

Как видите, различные учения сначала выделяют что-то самое Главное в мироздании, а затем считают прекрасным воплощение этого главного в конкретных вещах и явлениях. Хоть учения разные, но принцип определения прекрасного один, этакий философский инвариант. Поэтому чувство прекрасного имеет высшую форму объективности, оно не зависит не только от человека, но и от философского учения.



Фигура 1. Принцип формирования чувства прекрасного.

* * *

Вернёмся к красоте. Так вот, красота это степень проявления прекрасного в каком-то приложении. Она объективна, не зависит от человека и существует сама по себе (если вы не субъективист (для них объективного не существует вовсе)).

Здесь вы попробуете схватить меня за руку, и уличить: «Как же так, разные люди называют красивыми разные вещи?»

*Я успел убрать руку и продолжил*

Если отвлечься от учений и поставить во главу угла человека, то понятие прекрасного определится, как чувство возникающее, когда в конкретной вещи или в явлении человек видит гармоничное отображение своего опыта общения с миром. Поэтому способность понять красоту зависит от степени подготовки зрителя и не зависит от зрителя. Это как магнит, его поле существует объективно, но чтобы его ощутить нужно быть железным гвоздём, а не деревянной зубочисткой. Наиболее очевидно это на примере пародий, иногда они бывают красивы, но люди не знакомые с оригиналом, не увидят игру смыслов и красоты самой пародии.

Отступление: как ни забавно, но красота это по сути это и есть степень пародии - попытки отобразить нечто Главное в малой форме.

Следовательно красота обычно адресована людям знакомым с контекстом её проявления или, а по другому, с культурой. Люди разных культур могут считать красивой одну вещь, но всегда нужно помнить, что они испытывают разное чувство прекрасного, и хоть по сути чувство одно, проявлено оно может быть по разному.

* * *

Ну это всё теории, а чем это полезно на практике?

Отвечу: правильным подходом к своей работе. Зная как возникает красота, проще делать что-то красивым. Выделим основные следствия нашего знания.

1. Если у вещи есть конкретное предназначение, то делая вещь красивее, мы делаем эту вещь более полезной, удобной или функциональной. Когда форма и предназначение усиливают друг друга мы и видим проявление прекрасного.

Это следует из требования гармоничности прекрасного с окружающим миром. Иногда нам кажется, что вещь стала красивее за счёт удобства и полезности, но это не так, просто часто мы не до конца осознаем истинное назначение вещи.

И следствия:
2. Бесполезные вещи не могут быть красивыми. Не спешите отрицать и приводить в пример предметы искусства. Подумайте, с какой целью они были созданы. Как правило, функция предмета искусства обнажать красоту других явлений мира, если предмет справляется с этой функцией, то его относят к искусству, если нет, то это лишь прикладной декоративный элемент.

3. Если вещь не красива в каком-то аспекте изначально, то любые не функциональные украшательства не сделают её красивой. Поэтому бездумно играя цветами, фонами, шрифтами и т.д. можно что-то сделать красивее лишь случайно.

4. Если не знаете как что-то сделать красивым - делайте удобным и полезным.

На этом этапе полезно изучить как соотносятся между собою привлекательное и прекрасное. Есть закон объективного (или закон больших чисел): со временем (или с числом) объективное всегда преобладает над субъективным. Нечто красивое порою сначала бывает непривлекательным, например: небрежные мазки на картинах импрессионистов, мрачные тона работ исполненных в депрессивной манере (вроде фильмов в нуар стилистике), «неприятные» объекты и их сочетания на работах сюрреалистов, нарочитый примитивизм работ в абстрактной манере, примеров масса. Но с течением времени, понятие привлекательного меняется. Закон объективного можно сформулировать так: если что-то красиво, но не привлекательно, то со временем понятие привлекательного расширится, чтобы красивое стало привлекательным.

Поэтому:
5. Если что-то полезное, удобное или функциональное кажется вам непривлекательным, то это может быть красивым, а со временем и привлекательным. Однако следует учесть, что нужно обладать запасом времени и прочности, чтобы «продвинуть» нечто непривлекательное изначально.

Занятно заметить, что если бы чувство привлекательного не изменялось, то взрослых всегда привлекали бы одни и те же вещи что и детей.

6. Если что-то считается красивым, а ты этого не ощущаешь, то, возможно, ты недостаточно осведомлён чтобы ощутить красоту. Особенно это заметно, на разговоре двух специализированных учёных обсуждающих красоту формул.

7. Учтите, чем образованнее человек, тем красивее мир в его глазах - не спешите обнажать своё невежество, обвиняя мир вокруг в безобразии.

8. Красота - объективное чувство; в едином культурном контексте, его можно обсуждать и о нём можно аргументированно дискутировать. Бесполезно спорить о субъективном, например о вкусах.

* * *

Важным фактором восприятия прекрасного является вовлечение - человек должен "сличить" предмет с внутренней картиной мира, это не может произойти мимоходом, здесь нужна определённая концентрация внимания. Когда человек часто встречается с одним и тем же предметом искусства, то на хорошо знакомой вещи бывает сложно сконцентрировать должное внимание. Также, если предмет представлен не один, а в большой группе других не менее прекрасных предметов то внимание рассеивается. Ну и наконец, внимание человека может быть отвлечено внешними факторами: звуками, цветовым шумом, личными проблемами. Поэтому нужно создавать условия благоприятные вовлечению.

9. Не использовать слишком часто один и тот же аспект прекрасного.

10. Не представлять прекрасное in mass, а стараться выделять отдельные аспекты на которых легко концентрироваться.

11. Создавать спокойную концентрирующую среду вокруг проявления прекрасного. Не отвлекать зрителя/слушателя/читателя.

Как итог тезиса:
12. У чувства прекрасного есть динамический аспект - его степень зависит от уровня вовлечения зрителя. Красоту легко можно не заметить, но это не всегда значит, что её нет.

* * *

Раз уж речь идёт о чувствах, не лишним будет упомянуть возвышенное. Случайная или непреднамеренная апелляция к этому чувству может быть как неуместной, так и усилить впечатление.

Здесь всё сравнительно просто: чувство возвышенного появляется у человека когда он созерцает отражение бесконечного. Например, когда человек видит свершение, которое он не смог бы совершить стараясь бесконечно и приложив любые свои усилия - он ощущает возвышенное. Всё что невозможно ограничить рамками или представить себе в виде целой картины тут же попадает в категорию возвышенного. У обычного человека красота может вызвать подобное чувство из осознания собственной беспомощности в достижении подобного результата, что высказывается фразой: «Я бы так никогда не смог». Поскольку даже бесконечные усилия не смогут сделать второго первым, то первенство, как правило, тоже возвышенно.

Здесь есть правило:
13. Оформление не должно придавать возвышенности, или иначе - избегайте иллюстрации бесконечности, там где её нет. Если назначение предмета не возвышенно, то и его оформление не должно быть возвышенным. Если же сам предмет вызывает возвышенные чувства, то оформление может их лишь подчеркнуть, но не вносить свой диссонирующий возвышенный аспект. Это следует из того, что в красивых вещах форма соответствует содержанию, а значит предмет с диссонансом возвышенного, как правило, не будет красивым.

* * *

Учитесь использовать чувство юмора, у него тоже довольно простая формула: оно возникает когда устойчивое ожидание трансформируется в ничто. Нужно отметить, что ситуация не просто заменяется абсурдом, а должна быть метаморфоза одного в другое. При этом, чем сильнее ожидание и чем неожиданнее результат, тем ярче чувство смешного. Изучите знакомые шутки и вы найдёте в них места, где формируется ожидание и где проявляется абсурд.

Например:
«Автограф Билла Гейтса победил на конкурсе» ожидание-трансформация-абсурд «самых коротких резюме».

«Завещание учительницы математики начинается со слова:» ожидание-трансформация-абсурд «Дано».

«Студент Иванов завалил экзамен по математике, но так изворотливо это отрицал,» ожидание-трансформация-абсурд «что сдал экзамен по философии».

«В советских стиральных машинах был только один режим -» ожидание-трансформация-абсурд  «тоталитарный».

14. Если в итоге не избежать безобразного, то лучше его тут же трансформировать в абсурдное. Тогда вы продемонстрируете не отсутствие чувства прекрасного, а наличие чувства юмора. Однако помните, эту уловку могут использовать и против вас.

Ваш К.О.

P.S. Потом, если найдется минутка напишу о ковейере красоты: Предмет - Композиция - Трансформация - Техника - Представление (Автор/Казуальность).

игра, работа механизма вселенной, полезняшка, картинки, дизайн

Previous post Next post
Up