Из недавно прочитанного хотелось бы отметить роман Роберта Маккэммона «Они жаждут» (They Thirst, 1981).
Роберт Маккэммон (или более привычно, Маккаммон) не очень известен среди российских читателей (по крайней мере, в сравнении в «мастодонтом» жанра Стивеном Кингом). Тем не менее, на родине Маккэммон хорошо известен: порядка пяти его книг стали бестселлерами и даже были включены в список самых продаваемых книг по версии New York Times. Несколько раз он становился лауреатом премии Брэма Стокера.
Роман можно отнести к жанру ужасов или триллера. Читается увлекательно, и не может не обращать на себя внимание «кинематографичность» текста. Действительно, роман по факту (если не по форме) - готовый киносценарий. При этом хочу заметить, что за долгую и успешную карьеру Маккэммона, вобщем-то, не экранизировали. Хотя есть сведения о том, что уже есть готовые сценарии, а права на экранизацию романа «Жизнь мальчишки» компания Universal выкупила еще до того, как книга вышла в свет.
Возвращаясь к сюжету…
Пересказывать его - все равно, что пересказывать захватывающий триллер. Суть в том, что в современном Лос-Анджелесе появляется Хозяин, вечно юный король вампиров (а в прошлом - 17-летний венгерский князь). В его планы входит захват города и обращение всех его жителей в вампиров, которые смогли бы в будущем обратить весь мир в царство неумирающих (впрочем, неясно, что бы стало с ними в итоге, если бы вампирами были все). Юным князем руководит некто, чья личность не раскрывается и кого король вампиров зовет просто Учитель, - но, по всей видимости, это Сатана собственной персоной.
Среди многочисленных характерных героев (а их порядка 30) не могу не обойти вниманием двух особо «впечатляющих» персонажей.
Они оба - само воплощение зла, даже будучи в людском обличии. Один из них - юный байкер, не знающий жалости разбойник на дороге, «ангел ада» по прозвищу Кобра. Его занятия - разбой и убийства, которые являются его целью, смыслом и наслаждением. Выбор Хозяина неслучаен: он призывает этого убийцу, чтобы тот стал его правой рукой, его «лейтенантом».
Второй - серийный маньяк, психически неуравновешенный Уолтер Бенфилд, известный как Таракан. Получив в детстве неизлечимую психическую травму от своей матери-алкоголички, он теперь пытается найти ее в каждой девушке легкого поведения, за которыми охотится по вечерам, и отомстить. Впрочем, вампиром он не становится, что не мешает ему быть самым преданным слугой Хозяина.
В противостояние с армией вампиров вступают комиссар полиции и этнический венгр Энди Палатазин (чей отец также в прошлом пал жертвой вампиров), пробивная журналистка из желтой газеты Гейл Кларк, голливудский актер и бонвиван Вес Ричар, чья девушка попадает в лапы вампиров, юный вундеркинд, спаливший дом со своими укушенными вампирами родителями, Томми и священник-католик - бывший наркоман, к тому же страдающий неизлечимым заболеванием мышц, - отец Сильвера.
Не вдаваясь в подробности, зло повержено, и книга завершается вполне бодрым «хэппи-эндом» с многочисленными схватками и стихийными бедствиями в лучших голливудских традициях. В любом случае, на мой взгляд, концовка - не самое сильное место книги. Что гораздо более ценно - это хорошо выписанные (хоть и несколько клишированные) персонажи, небольшие истории о случайно выбранных жителях города во власти Зла.
Хорошо передана атмосфера «города Ангелов» - этой земли обетованной и пристанища порока, города грёз и юдоли печали и скорби.
Впрочем, Роберт Маккамон пишет не только в стиле «хоррор». Среди его лучших, самых проникновенных и психологически тонких книг называют роман «Жизнь мальчишки». Именно эта книга у меня - следующая в списке на прочтение.
А квинтэссенцией всего произведения выступает мысль, высказанная автором почти в самом конце. Мысль не нова, даже избита, и все же достойна того, чтобы быть процитированной здесь: «Но какая это чудесная вещь - жизнь. Какое чудо! Жизнь до боли коротка - но в краткости ее заключен вызов. Нужно лучшим образом распорядиться этим временем - для радости, работы, роста, развития, старения».