Масштабные налоговые реформы, которые были проведены
правительством Китая в прошлом году, и общий
рост кредитования не привели к ускорению роста экономики страны (и даже не поддержали его на уровне 2017 года), а чуть замедлили падение темпов роста ВВП и промышленного производства. Чтобы не говорить общих слов, изучим финансовую статистику официальных органов государственной власти КНР.
В 2018 году налоговая реформа в Китае по примерным подсчётам оставила китайским
предприятиям примерно 1,3 трлн. юаней (около 190 млрд. долларов), в 2019 году планируется расширение реформы и у китайских организаций должно будет "остаться" уже почти 2 трлн. юаней (около 300 млрд. долларов).
Цифры впечатляют. Но продолжаем сбор других статистических данных по китайским финансам на основании информации,
предоставленной Народным Банком Китая (это Центральный Банк КНР).
Данные за 2017 год по кредитам организациям различных форм
собственности:
По итогам 2017 года общая сумма кредитов, выданных нефинансовым учреждениям, государственным учреждениям и организациям составила 81 трлн. юаней, увеличившись на 8,8% в по сравнению с 2016 годом (ускорение роста на 0,5% по сравнению с 2016 годом).Увеличение объёмов выданных кредитов в 2017 году в номинальных значениях - 6,6 трлн. юаней.
Данные за 2018 год по кредитам организациям различных форм
собственности:
По итогам 2018 года общая сумма кредитов, выданных нефинансовым учреждениям, государственным учреждениям и организациям составила 89,03 трлн. юаней, увеличившись на 9,9% в по сравнению с 2017 годом (ускорение роста на 1,1% по сравнению с 2017 годом). Увеличение объёмов выданных кредитов в 2018 году в номинальных значениях - 8,01 трлн. юаней.
Исходя из данных по кредитованию, с учётом налоговых послаблений 2018 года, предприятиям требуется всё больше денег для поддержания роста экономики. Это логично. Вместе с тем, если сопоставить ускорение кредитования, налоговые послабления за 2018 год с ростом китайской экономики, то получается, что рост кредитов должен ускоряться большими темпами, чтобы экономика Поднебесной не свалилась в штопор. Либо должна быть ощутимо расширена господдержка экономике.
В разрезе общего объёма кредитования предприятий (89 трлн. юаней), налоговые послабления 2018 года (1,3 трлн. юаней) представляют собой не более, чем статистическую погрешность. В 2019 году, если правительство хочет поддержать экономику, ему придётся значительно расширять меры поддержки, а не увеличивать их всего лишь на 700 млрд. юаней по сравнению с 2018 годом.
Для справки, в 2008 году стабилизационный пакет помощи, принятый правительством КНР для поддержания внутреннего рынка и национальной экономики, составил почти 600 млрд. долларов. Объёмы ВВП КНР в 2018 году больше объёма ВВП КНР в 2008 году почти в 3 раза.
Сможет ли китайское правительство значительно расширить меры государственной поддержки экономики с
учётом роста дефицита государственного бюджета в 2019 году - это большой вопрос. Если сопоставить размер экономик 2008 года и 2018 года, то получается, что общий объём помощи экономике должен составить порядка 1,5 трлн. долларов. Откуда правительство КНР возьмёт такие деньги?
В следующая части цикла статей "Китайские деньги" изучим финансовое положение домохозяйств КНР.