Я - часть той силы, что вечно хочет

Jul 13, 2012 16:13



Лис Рейнард, изображённый в детской книге Мишеля Роданжа (1869). Рисунок из Википедии

Разница между героем и злодеем в том, ради кого они идут на преступления. Злодей идёт ради себя, герой - ради других.

Возьмите какой-нибудь классический американский боевик: злодей убивает одного хорошего парня из личной корысти, герой же, мстя за товарища (и типа восстанавливая справедливость), убивает сотню человек, попутно уничтожая собственности на десяток миллионов. И при этом у зрителя нет сомнений в том, кто здесь злодей, а кто наоборот.

Трикстер же, к слову, совершает преступления ради красоты самого процесса - и в этом он сродни писателю. Поэтому трикстер главным героем драматического произведения быть не может - где взяться драме, если «всего лишь» не сложилась красота. Трикстеру печально, читателю не очень.

Так что трикстеру, как и писателю, порой приходится героя искать, а за неимением создавать самому. Ну, знаете, вырядившись троллем, вы́резать всю деревню потенциального героя, а потом сказать ему, что он Избранный и должен уничтожить Властелина Тьмы. Или, опять же, вырядившись в серый балахон и наклеив бороду, заявиться в хоббичью нору с толпой пьяных гномов и сказать «айда с нами, будет легко и весело, и почти никто не умрёт!». Или, спрятавшись за пилотским креслом, прогундосить: «Люк, используй Силу!».

В общем, порой человека нужно слегка подтолкнуть (а то и хорошенько пнуть), чтобы он стал героем. И это самое становление - Путь героя - есть история, куда интереснее всех будущих похождений этого героя.

Всё это вещи вполне очевидные, да и в том или ином виде приходили мне в голову неоднократно. Тем более удивительно, как мне порой удаётся эти очевидные вещи упорно игнорировать.

Для реализации финала книги мне нужен герой - настоящий герой, идущий на великие жертвы ради великого блага других. Проблема же в том, что изначально герою неоткуда взяться - условия, в которых он вырос, аж никак героя сформировать не могли. Мотивацией моего протагониста может быть только эгоистический интерес - что совершенно противоречит требованию героизма.

И вот до меня, наконец, дошло. «Каким же я был идиотом» © Шутёнок. Это же не проблема, это решение! Ведь превращение обычного человека или даже «злодея» в героя - это и есть моя история! То, что изначально его интерес эгоистический, это не плохо, это очень даже замечательно! И-го-го Ура.

И, раз уж надел капитанские погоны, скажу так: Путь героя не начинается героем, он им заканчивается.

измышлизмы, Шутёнок и жизнь, писательство, Капитан Очевидность, публицистико, творчество, практика творчества, герои

Previous post Next post
Up