Отправил представителям челябинской торговой сети «Молния» письмо, где обратил внимание на незаконность вводимого ими запрета съёмки в магазинах, а также попросил убрать из торговых помещений и из звучащей в помещениях рекламы упоминания о наличии такого запрета.
Получил длинный ответ:Согласно п. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 21 Конституции РФ Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В ст. 22 Конституции РФ указано: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции РФ).
Однако законом установлено ограничение на получение, сбор, передачу, распространение информации касаемой: частной жизни лица (ст. 24 Конституции РФ), персональных данных лица (ФЗ № 152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных»), сведений составляющих государственную тайну (ст. 5 Закона РФ № 5485-1 от 21.07.1993 г. «О государственной тайне»), коммерческую тайну (ст. 3 ФЗ № 98-ФЗ от 29.07.2004г. «О коммерческой тайне»).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Согласно протоколу № 1 от 20 марта 1952 г. к конвенции прав человека и основных свобод (ст. 1 Конвенции «защита собственности») каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.
Реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности.
Согласно п. 2 ст. 8. ФЗ № 381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»:
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, самостоятельно определяют:
1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:
а) ассортимент продаваемых товаров;
б) режим работы;
в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;
г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;
д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;
8) цены на продаваемые товары;
9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;
11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.
Учитывая приведенные выше нормы, субъект, осуществляющий торговую деятельность (продавец) самостоятельно, в соответствии с законодательством РФ, определяет правила и способы осуществления торговли.
Это означает, что продавец может установить некоторые правила, к примеру: вход в магазин с собаками - запрещён, использование видео, аудио или фото съемки в магазине допускается только по согласованию с администрацией магазина и т.п., которые предусмотрены для всех и не нарушают законные права иных лиц (продавцом, должна быть предусмотрена возможность довести до сведения лиц информацию о правилах осуществления торговли, установленных продавцом, иначе как другое лицо, должно будет знать «что можно, а что нельзя», как ему себя вести в магазине).
Согласно ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Исходя из смысла указанной статьи, под необходимой информацией понимается полная, достаточная для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре, информация, которая создает у него четкое представление о свойствах товара и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар. Достоверность информации означает ее точное соответствие действительным свойствам товара. Законом предусмотрено, обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах, требования продавца о запрете, съемки по расположенным в торговых залах телевизорам и громкоговорителям не противоречат положениям указанной выше статьи и не ограничивают покупателя в получении необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Теперь мой ход.