Санкт-Петербург, 19 марта. В Петербурге в Концертном зале Мариинского театра состоялось значимое событие, которое обязательно войдет в историю классической музыки. Как передает МТРК «Мир», здесь прошла запись второй части совместного концерта таджикского композитора Толибхона Шахиди и российского дирижера Валерия Гергиева. Их, как и родные страны, связывает давняя дружба. А теперь и плодотворное творческое сотрудничество.
Два творческих человека и раньше работали вместе. Но совместная запись концерта состоялась впервые. Сам диск предположительно выйдет только в мае. Но уже сейчас оба остались довольны проделанной работой.
Об этом совместном проекте друзья договорились еще два года назад. Но плотный рабочий график Валерия Гергиева и Толибхона Шахиди мешал воплощению задуманного. Часть работы была проделана еще летом минувшего года в Англии с Лондонским симфоническим оркестром. Тогда записали половину диска, куда вошли фрагменты из знаменитых балетов: «Смерть Ростовщика», «Сиявуш» и «Рубаи Хайяма». С особым трепетом исполнили симфоническую поэму «Садо». С этим музыкальным произведением в далекие 80-е молодой дирижер Валерий Гергиев выступал на разных площадках Советского Союза и за границей.
«Есть огромное желание играть произведения живущих композиторов и меня радует возможность таким образом посотрудничать с Шахиди. Следующий шаг - сыграть несколько произведений для живой аудитории», - говорит Валерий Гергиев.
В Петербурге дирижер и композитор работали с Оркестром Мариинского театра. До начала многочасовой записи Толибхон Шахиди лично подошел к каждому музыканту оркестра и проговорил его партию. Сначала записали новую симфоническую поэму «Дариус», потом концерт для кларнета с оркестром. Дирижер и композитор работали в тесном творческом тандеме. В процессе записи все время советовались, обсуждали каждую деталь, каждую ноту, звучание каждого инструмента.
Специально для участия в этом музыкальном проекте отложил все свои дела и приехал на запись давний друг композитора, солист-кларнетист с мировым именем Игорь Федоров. По признанию музыканта, произведения Шахиди вызывают у него сверхъестественные, почти мистические чувства. «Это чудо, я, когда играю, превращаюсь во что-то другое, другое ощущение музыки, звуков по сравнению с тем, когда играю другую музыку, тут другое измерение», - делится впечатлениями музыкант.
Толибхон Шахиди часто бывает в России, выступает с лучшими музыкальными оркестрами страны. С тех самых пор, как окончил Московскую государственную консерваторию, класс Арама Хачатуряна, он уже не мог отказать себе в частых визитах в Москву. Но и родной Таджикистан и Душанбе композитор не забывает. Так и в творчестве он не изменил корням своей таджикской культуры, наоборот, создал свой неповторимый стиль, объединив восточный колорит и модные европейские направления в музыкальном искусстве.
«Модное название «Восток-Запад» - я этому следовал всю жизнь. Еще Арам Хачатурян говорил, этот синтез таджикского фольклора и современной музыки может дать интересные партитуры», - вспоминает Толибхон Шахиди. Когда-то его и считали новатором-экспериментатором. Впрочем, и сегодня его музыку часто называют сложной для восприятия, но психологически многогранной. В любом случае, равнодушных зрителей в зале не бывает никогда.
С распадом Советского Союза был момент, когда казалось, что культуры двух народов разошлись навсегда. Но интерес российской публики к творчеству Шахиди доказал - качественная музыка не имеет границ. «У таджиков древняя культура, таджики и осетины связаны общими корнями в далеком прошлом, поэтому мне музыка Шахиди близка, ведь я сам осетин», - рассказывает Валерий Гергиев.
В этом году Толибхон Шахиди празднует юбилей - 65 лет. У композитора много творческих планов. А вот «громких» концертов по случаю для рождения скромный композитор не устраивает. Запись диска с рабочим названием «Гергиев и Шахиди» станет главным подарком к юбилею. Может быть, это и есть яркая черта восточного темперамента, которую европейским звездам еще предстоит перенять. Как сказал сам Шахиди, - «Встреча с Мариинским оркестром - это подарок, в день своего юбилея этого достаточно для творческого человека».
Ссылка