В Чебоксарах, куда мы попали вместе с Эстафетой Олимпийского огня, движущей силой которого является Volkswagen, в Национальном музее открылась выставка, где представлены разного рода экспонаты, связанные с фотоискусством прошлого - плёночной фотографией.
В детстве для меня плёночная фотография была связана с конкретным набором действий: "снял-вынул плёнку-отнёс в лабораторию-получил фотки". В тёмных комнатах при свете красного фонаря никогда не сидел, так что буду комментировать происходящее в меру своих скромных знаний в этой области. Не судите строго. =)
Сложно себе представить, но ещё в начале 2000-х, когда цифра только завоёвывала себе место под солнцем, а компьютеры были далеко не у всех, придя как-то сниматься на документы, я натолкнулся на такой же ящик. Тогда-то я последний раз такой агрегат и увидел в деле. С тех пор при съёмке на документы встречаю уже исключительно цифровики.
Советская среднеформатная камера 80-х годов разработки. Прошло всего около 30-ти лет, а она сейчас смотрится, как ископаемое.
Стенд стереофотографии.
Когда Владимир Путин выступает на каких-нибудь массовых мероприятиях, служба безопасности у всех приходящих проверяет фототехнику: смотрит на просвет объективы и заставляет сделать кадр, чтобы посмотреть, что фотоаппарат работает. Один парень пришёл с плёночной ретро-камерой. Охрана просит снять объектив и показать кадр. Он им объясняет, что объектив у этой камеры не съёмный, и кадр они всё равно не увидят - там плёнка. Они просят открыть фотоаппарат и показать, что внутри точно плёнка. Он им объясняет, что тогда она засветится.
В итоге, чтобы разобраться с ситуацией, позвали старшего офицера. Тот вспомнил, что да, были такие камеры, и велел пропустить парня без вскрытия его фотоаппарата. Вот так сегодня даже кремлёвской охраной воспринимается плёночная техника.
А вот и сама плёнка. Сейчас, задирая ИСО (светочувствительность камеры к свету) насколько совесть позволяет, сложно себе представить, что раньше было всего три любительских ИСО формата: 100 - "для улицы", 400 - "для помещения", 200 - "универсальный". Чтобы понять, как на них снимать, попробуйте не ставить ИСО на своей цифровой камере выше 400, где бы вы ни находились и в любое время суток. Так что вспышка и штатив были обязательными атрибутами любого фотографа. Имелись ещё всякие профессиональные форматы 800-1600 ИСО, но изображение на них получалось жутким (и не надо баек про "кошерное" плёночное зерно).
Если вас раньше снимали в студии на крупный формат, то можно было попросить негатив, чтобы потом ещё напечатать понравившиеся снимки. Я в детстве думал, держа такие в руках, что это одна из разновидностей фотографии и гадал, зачем так снимают.
Это что-то уж совсем старое.
Как-то в начале нулевых, когда поклонники плёнки ещё держали оборону, заявляя, что цифра это не фотография, произошёл один забавный случай. Во время какого-то важного подписания какого-то нужного государственного документа в зале собралась толпа фотографов. Репортёры уже тогда почти все перешли на цифру, но бастионы поклонников плёнки ещё продолжали стоять даже в этой среде.
И вот из-за кулис выходят официальные лица. Тут же все фотокоры защёлкали "щёлк-щёлк-щёлк" серийной съёмкой своих цифровых камер.
Официальные лица сели за стол. Наступила пауза и вдруг в этой тишине раздался звук "вжиииик". Вся толпа фотографов взорвалась смехом. Официальные лица не могли понять, что же произошло, почему фотокоры смеются, ведь мероприятие-то серьёзное.
А было вот что: когда делегации вышли из-за кулис, все фотокоры-цифровики стали снимать их серией, и, поддавшись общему ажиотажу, один фотограф-плёночник тоже сделал серию снимков. И вот, когда делегации сели за стол, у фотографа-плёночника кончилась плёнка (он уже "отстрелял" свои 36 кадров), и звук автоматической перемотки "вжиииик" выдал его с потрохами, что вызвало бурное веселье в зале.
Говорят, что после такого позора, даже этот упёртый поклонник плёночной фотографии сдался на милость победителя - цифровой фотографии.
Как-то раз в эпоху тотального дефицита в ЖЭКе в лотерею разыгрывали право купить этот самый дефицит. Кому-то доставались чайники, кому-то - утюги. А нам досталось право купить фотоаппарат "Зенит 122".
Мы его купили и продали - нам он был не нужен. У меня была "Смена 8М".
А вот купленный в 1993 году Полароид Спектра лежит у меня до сих пор. Вообще, Полароиды, пришедшие к нам в 80-х, производили впечатления каких-то супердостижений Запада - из них фотка готовая вылезает!!! Полароиды тут же стали популярными среди поклонников любительской и семейной ню-фотографии, потому-что лишний раз светиться, отдавая свои плёнки в лабораторию, не надо было.
Раздел микрофотографии.
Фоторужьё. Крайне популярная вещь в 80-х.
Что меня всегда удивляло в аквабоксах, так это то, что часто они стоят дороже самой камеры.
Оборудование для аэрофотосъёмки.
Аэрофотосъёмка Чебоксар 1926 года. Вот откуда взял идею Google!
Фотоувеличители. Был у нас один такой, "Упа", ни разу не воспользовались, потому-что купили его аккурат к моменту развития сети фотолабораторий.
Это вам не кнопочки на клаве нажимать.
Знаменитые красные фонари.
Объективы для фотоувеличителя. От качества объектива не только камеры, но и увеличителя, зависело итоговое качество снимка.
В углу стоит штатив. Это сейчас Кен Роквелл считает, что штатив в 99% случаев абсолютно бесполезная для фотографа вещь с учётом работы камер на высоких ИСО, качественном программном обеспечении подавляющем шумы, стабилизации объективов, а тогда, при максимально смотрибельном ИСО 400, как вы помните, штатив был просто необходим.
А вот об этих адских вещах я кое-что сказать могу. Как вы видите, из этих вспышек идёт провод. На конце вилка, которую нужно вставлять в сеть. А вот чтобы пользоваться такой вспышкой в мобильных условиях, нужно иметь батарейный блок. Батарейный блок - это такой пластмассовый ящик, который фотограф должен носить на плече, и внутрь этого блока вставлялось с десяток батареек, да не мизинчиковых или пальчиковых, а размером с кулак. В итоге эта конструкция весила несколько килограмм. В неё и вставлялась вилка от вспышки, и вспышкой можно было пыхать в полевых условиях.
Я думаю, что всё это придумывали специально, чтобы сломать фотографу позвоночник.
А помните ли вы, что в плёночную эпоху, каждый фотограф обязан был носить не один-два, а целый набор фильтров? Для ламп накаливания, для ламп дневного света и т.д. Иногда набор фильтров занимал целый деревянный ящик.
Вот такие древности на фотовыставке чебоксарских любителей фотографии мне посчастливилось увидеть.
Ну, а наша поездка с Volkswagen по стране продолжается!
Всё самое интересное о движении Олимпийского огня и конкурсы с памятными призами на сайте contest.2014.vw.ru.