Как работать с блогерами. Мастер-класс для пиарщиков. Апдейт.

Aug 09, 2013 12:05

Тяжёлая блогерская жизнь вынуждает меня публиковать продолжение поучительного поста написанного много времени назад о работе пиарщиков с блогерами. Проза жизни, подкидывала и продолжает подкидывать ситуации, по которым бы хотелось высказаться. В голове куча различных ситуаций и мыслей и сейчас я попробую их привести к некоему знаменателю, описать их и сделать выводы. Итак, начнём.

Ситуация первая.
Блогеру пишет письмо пиарщик и оно начинается примерно так:
Привет! Мы крутая компания, мы номер один в России, мы крупнейшие производители сковородок, мы завоёвывали разные награды и призы, мы проводим сумасшедшую акцию и хотим вас пригласить на неё с последующим освещением в блоге! Вот программа мероприятия...
СТОП!
Ребята, пиарщики. Кто-нибудь из вас работал в сетевом маркетинге? Ну там, Гербалайф, Орифлейм или в чём-то подобном? Нет? А зря! Сетевиков на первых же занятиях учат, что НИКОГДА вначале не говорите о том, что выгодно вам - о том, какие вы крутые можно сказать позже. Всегда изначально говорите о том, что будет выгодно для нового клиента. Чтобы не было фраз типа "Мы крутая компания Гербалайф, вам повезло, мы обратили на вас внимание". Фраза должна быть вроде "С нами вы сможете похудеть и почувствовать себя здоровым". То есть вы изначально описываете преимущество, которое получит клиент, а потом уже, когда клиент попался на удочку, рассказываете о себе и сколько этому клиенту за это похудение придётся заплатить. Так где в письме, примерный образец которого я привёл описано моё преимущество, которое я получу начав сотрудничать с этой компанией? Мне плевать, какая вы компания - меня интересует, что получу с этого я. Они всё рассказали о себе, но о том, что получу я, не сказали ни слова. Следовательно подобное сразу идёт в топку.

Ситуация вторая.
"Здравствуйте блогеры..."
Далее идёт рассылка в которой 115 адресов. Разумеется, не имя, не ник в блоге они не называют - письмо-то массовое. Тоже сразу в топку - серьёзные предложения так не рассылаются.

Ситуация третья.
Блогера начинают приглашать на разные унылые пресс-завтраки, пресс-обеды и пресс-ужины, чтобы блогер посмотрел, пофоткал и выложил в блоге отчёт какой-нибудь очередной говорящей головы какой-то корпорации. В подарок обещают 2Гб флешечку, ручку и блокнот. Блогер начинает всячески сопротивляться, типа я так болею, что задержусь допоздна на работе и проколю колесо на авто, в то время, когда метро ходить перестанет. Ну, то есть дипломатично говорит "нет". Тогда блогеру делают предложение от которого он не может отказаться: типа, вы всё-таки попадите на это гумно, а мы вам потом платный постец подкинем, или в тёплую страну возьмём.
В каких-то случаях это работает - согласен. Но в 90% случаев это всё пустое: как только вы сходите и осветите это у себя в блоге, о вас потом благополучно забудут или будут помнить, что вы ходите "за еду" и будут с каждым днём всё больше и чаще звать на небюджетные мероприятия. Особый сарказм ситуации будет заключаться в том, что как только этими пиарщиками будут организовываться какие-то стоящие события, вроде пресс-тура в тёплую страну, звать будут... не вас, а других блогеров, у которых выше рейтинг, кто выпил с пиарщиком больше водки или у кого больше писька, а вы так и будете ходить по унылым пресс-конференциям "за спасибо" в надежде, что когда-то над вами смилостивятся и вас чем-то за это вознаградят.
Это не совсем совет пиарщикам, скорее совет блогерам, но который так же полезен для пиарщиков, чтобы понимать так сказать тех, кто по другую сторону линии фронта.

Ситуация четвёртая.
Звонок в 12 ночи или жутко срочное письмо на e-mail.
Привет, Вася!
У нас для тебя поездка в Занзибарию! Самолёт завтра в 6 утра! Виза не нужна! (или уже должна быть своя). Полетишь?
Объясняю русским языком. Собрали толпу блогеров за месяц, сделали им визы, спокойно подготовились к поездке и вдруг выяснилось, что кто-то не полетит. Скорее всего, это какой-то топ-блогер, которому предложили в это же время, более денежный проект. И вот пытаясь заткнуть образовавшуюся дыру в пресс-туре, пиарщик начинает звонить "по запасным", "по второму эшелону" по тем, кого он раньше продинамил и так далее, предлагая поехать.
Особенно это забавно слышать, когда ты знаешь об этой поездке, что твои приятели-блогеры туда собираются, готовятся, делают визы, а тебя туда не позвали. Ну, не позвали и не позвали - хрен с ними. И затем тебе приходит такое же письмо, как было приведено вначале - кто-то сорвался в последний момент. Вот тут-то хлопаешь в ладоши и думаешь: получили, суки?!=)
Друзья пиарщики, посмотрите фильм Игры разума для общего развития. Там есть замечательный момент, когда красотка с подружками приходит в бар и друзья-математики решают завоевать сердце этой красотки, говоря, что если даже она им откажет, то не страшно - рядом есть подруги и они тогда приударят за ними. На что Джон Нэш отвечает им, что это ошибка, так делать нельзя: если они подойдут к красотке и та даст им от ворот поворот, то и с подругами ребятам ничего не светит - ни одна из подруг не захочет быть вторым сортом после красотки.
Тоже самое и с пресс-турами: если у вас сорвалось какое-то место, то позовите на него вашу маму, тёщу, свекровь и т.д. Сделайте старушкам приятное. Но срочно куда-то звать блогера "со скамейки запасных", потому-что отказался ехать кто-то "из основы", это вовсе не красит вас в глазах "запасного" блогера и наведёт его на определённые размышления. Даже если всё будет отлично, блогер успеет, съездит и пр. то, тем не менее, будет как в том анекдоте: "ложечки нашлись, а осадочек остался".

Ситуация пятая.
"Звёздные приманки".
Часто в приглашениях на какие-то события приманивают какими-нибудь звёздами, видимо, надеясь, что блогер пойдёт туда ради самого ихнего присутствия. Такие приманки бывают двух типов: звёздные приманки - блогеры и не блогеры. Допустим, пишут, что будет на тусовке сама героиня какого-нибудь Дурдома-2 или будет Сам Великий Блогер такой-то. Ну, здесь мы имеем дело опять же с разновидностью ситуации первой, когда начинают приглашать используя каких-то сомнительных личностей и непонятных "авторитетов", которые вам, как минимум, пофиг, а как максимум вообще претят.
ПыСы. Как-то раз меня завлекали на мероприятие тем, что там будет толпа "топовых" блогеров и перечислили их ники. Когда я посмотрел на этот список "топовых" блогеров, то обнаружил там тусовку из двух разновидностей:
1.Те, кого я вообще не знаю. Видимо, это были, какие-то "топовые" блогеры новой волны, которые сделали себе карьеру на репостах за жетоны.
2.И те, кого я знаю, как злостных копипастеров, которых уважающие себя жижисты уже лет сто, как не читают.

Разумеется, что после ознакомления с этим списком, всякое желание идти с ними на одну тусовку мгновенно отпало.
Так что уважаемые пиарщики, если вы используете каких-то "звёзд" для затравки, то постарайтесь, чтобы это были действительно авторитеты, а не какие-то личности с сомнительной репутацией.

А теперь поговорим о насущном - о деньгах.=) Или об отношении пиарщик-блогер через призму денег.

Ситуация шестая.
Когда блогера вообще приглашают куда-то бесплатно.
Друзья, я не знаю ни одного пиар-агентства, которое работало бы бесплатно с заказчиками. Они свою работу оценивают деньгами и очень неплохими. Любой пиарщик считает нормальным брать деньги за свою работу (и это разумно), но почему пиарщики считают, что следующий уровень - блогеры, должны что-то осветить бесплатно??? Я понимаю, какой-то благотворительный проект, когда пиар-агентство, пиарщик трудится бесплатно, за идею, допустим, помогая больным детям. Здесь блогеру просить деньги грешно, согласен. Но, когда пиаря какие-нибудь соковыжималки, пиар-агентство зарабатывает деньги, пиарщик зарабатывает деньги, а блогер... не зарабатывает, притом, что посещает их мероприятие и пишет о них, я этого не понимаю! И не пойму никогда.
ПыСы.
Из личной практики. Прихожу я на бесплатное мероприятие с мыльницей, гуляю в своё удовольствие, делаю несколько на мой взгляд интересных кадров. Уезжаю домой. Публикую пост. Мне потом звонок, что оказывается, я снял очень нужную вещь, которую не снял бегавший с зеркалкой нанятый за деньги фотограф и, что теперь эти пара фоток очень нужны компании.
Вот, если бы организаторы этого действа изначально приглашали бы блогера на коммерческой основе, я бы взял профессиональную технику, я бы не гулял нюхая цветочки, а работал бы снимая мероприятие от и до, и в итоге, нужных компании фотографий было бы не две снятых на мыльницу, а двадцать снятых на проф.технику (там была возможность их сделать). Спрашивается, стоила ли эта экономия компании, притом, что произошла такая ситуация, что штатный фотограф не фига нужного не снял, а рядом был блогер, который всё это мог сделать, если бы это был коммерческий заказ? Ответ очевиден.

Ситуация седьмая.
"Фото для блога".
Письмо примерно такого содержания: У нас бла-бла-бла (ошибка по первому пункту и по пятому), нам нужен блогер, который снимет бесплатный (разумеется) репортаж.
Я скромно предлагаю: Давайте сотрудничать на коммерческой основе. Вы зато получите фото, которые можете потом использовать по своему желанию.
Ответ: Ой нет! У нас уже есть нанятый для этого (за деньги, разумеется) фотограф. Нам теперь нужен только блогер, который снимет чисто для своего блога и опубликует это. (уже бесплатно, разумеется).
В таком случае тут же персонаж посылается подальше. И никак иначе.

Ситуация восьмая.
"Бухать или снимать?"
Приходит приглашение поехать в пресс-тур. Бюджета (ну как обычно) нет. То есть бесплатно.
Я задаю вопрос: Это будет нормально, если я набухаюсь во время поездки водки, приду в себя уже, когда буду в Москве и опубликую в блоге пару абзацев, из того, что запомнится мутным сознанием, плюс пару фоток с мобильного телефона?
Ответ: Конечно, нет! Мы приглашаем, чтобы вы сняли красивый репортаж, выложили подробный отчёт в блоге (иной раз оговаривают, что, к примеру, "не меньше трёх постов").
Я: Секундочку, то есть в поездку я еду не отдыхать, бухать, развлекаться трахать девок и лежать на пляже, а работать: снимать всё происходящее, на жаре или в холоде, в снег или в дождь, гонять дорогостоящую технику, ресурс которой не бесконечен, затем приехав, сидеть дома, отбирать, редактировать фотки, писать пост? Это же самая настоящая работа! Это потребует кучу времени! Как тогда вообще поворачивается язык говорить фразу "бюджета нет"?

Ситуация девятая.
"Продолжение восьмой"
Всё, как в седьмом варианте. Нужен репортаж в блоге, бюджета нет. Притом, что и по телевизору, и на биг-бордах висит реклама этой фирмы со "звёздами экрана", которые меньше миллиона за предоставление своей физиономии не берут. А мне фирма за мой труд не может найти нескольких тысяч. Много философских мыслей в этот момент в голову лезет.=)

Ситуация десятая.
"Мы месяц назад договаривались".
Звонок. Голос в трубке: Здравствуйте! Вы сегодня на нашу прессуху (пресс-конференцию) придёте?
Вы: Что? Кто? Откуда? Где?
Голос: Ну как, мы же с Вами месяц назад договаривались!
Договариваться за месяц это круто, респект таким прозорливым пиарщикам. Но, пожалуйста, не считайте за труд в таких случаях напоминать о событии за неделю-дня три. Понятно, что здесь часть вины блогера, что он забыл об этом, но с вашей стороны это будет ещё более крутым уровнем профессионализма, если вы сделаете это напоминание.

Ситуация одиннадцатая.
"Урезали места".
Блогера приглашают в какую-нибудь интересную поездку в капстрану:), а затем сообщают: Ой, извините, нам заказчик урезал бюджет и мы количество блогеров сократили наполовину. Вы один из сокращённых.
Вот после этой фразы, горе-пиарщик может уже к этому блогеру больше не обращаться и не обижаться, когда этот блогер вдруг в пух и прах разнесёт эту поездку (допустим, этим известен Другой, который костерил на чём свет стоит все те события, куда его не пригласили (ещё до своего отъезда)).
Понятно, что всё может быть, заказчик может поменять планы, урезать бюджет - всё это логично и это нормально. И задача пиарщика, корректно известить об этом, не просто ставя перед фактом, а сохранив надежду на дальнейшее сотрудничество хотя бы даже обещанием, что "скоро у нас будет другой интересный проект и вы там обязательно будете участвовать" (пусть это будет абсолютное враньё, но это враньё будет позитивным и сохранит у блогера приятные впечатления, по крайней мере, от общения с пиарщиком).

Ситуация двенадцатая.
"Можно убрать вот эту фотку, там наша директор получилась какая-то с животом", "Вырежьте вот это - директор там лишнего наговорил" (это реальные ситуации бывшие у меня). То бишь, речь о редактировании и цензурировании поста блогера, по итогам события.
Здесь позиция однозначная и правила хорошего тона следующие:
1.Убирать и согласовывать перед публикацией, если пост платный. "Кто платит, тот и заказывает музыку", "Клиент всегда прав" и т.д. То есть, если они платят, то пусть хоть каждую фотку согласовывают, хоть каждую букву в тексте всем советом директоров.
2.Не убирать и не согласовывать, если не платят. Это уже ваше независимое видение и впечатление от посещения, и как-то корректировать его с их стороны некорректно. Можете предложить им компромисс, сказав, что редактировать вы будете, если пост будет коммерческим... ну, вы поняли о чём я.=)
3.Исключения бывают в особых ситуациях по предварительной договорённости, допустим, "Мы вам что-то покажем, но при условии, что это между нами, не для поста".

Ситуация тринадцатая.
"Оплата натурой".
Нет, это к сожалению не то о чём многие подумали, притом, что в пиаре часто работают девушки да ещё весьма симпатичные. Речь идёт о расплате с блогером товаром компании, какими-то скидочными картами и т.д.
Многие блогеры смотрят на такой вариант сотрудничества положительно, несмотря на то, что есть проблема с последующей монетизацией этого подарка (то есть, его ещё нужно реализовать), но в этих случаях Авито в помощь.
Такая ситуация может стать отличным выходом в тех случаях, когда бюджета, к сожалению, нет. Ну что стоит компании производящей, допустим, миксеры, взять и отдать один из них блогеру, в качестве компенсации его труда? Во-первых, его себестоимость гораздо ниже рыночной цены, во-вторых, его ненадо будет реализовывать, в-третьих, завод делает таких миксеров тысячи, в-четвёртых, это вполне может быть не самая свежая модель, которая и так продаётся в магазинах исключительно со скидкой.
Так что подобные варианты "расплаты" могут быть весьма привлекательными для обеих сторон сделки.
К слову, в тестблогинге, оставить после тестирования товар блогеру уже давно стало обычным и само собой разумеющимся явлением. Хотя я слышал жуткие истории, вроде того, как одна из компаний после теста блогером электробритвы захотела забрать её назад. Интересно, они её хотели во что бы то ни стало в комиссионку сдать или на блошиный рынок сами бы понесли? Вот ради бога, таких позоров не допускайте, дорогие пиарщики.

Вот, вроде, пока и всё. Уверен, что спустя какое-то время придётся писать ещё один пост, поскольку появятся темы здесь не охваченные. А отношения между пиарщиками и блогерами продолжаются...



блогеры, пиар, фото, мастер-класс, пресс-туры, ЖЖ

Previous post Next post
Up