Сайрам.

Jul 17, 2013 09:08

Сайрам - город в Южном Казахстане близ Шымкента с преобладающим узбекским населением.






Казахи и узбеки по своему менталитету люди довольно разные. Казахское село очень легко отличить от узбекского: казахский двор пустой: стоит дом, сарай со скотиной, всё это окружено забором и всё. А узбекский двор утопает в зелени. Казахи исторически кочевники, у них земледелие было не в почёте. Скотоводство да, развито, но не земледелие. Узбеки, наоборот, народ оседлый. Испокон веков они возделывают землю, поэтому сад узбека всегда зелёный и полон овощей и фруктов.
В последнее время, Узбекистан, "благодаря" своему президенту Исламу Каримову идёт по неверному пути развития, всё больше напоминая Туркменистан. Страна закрывается от окружающего мира. Ислам Каримов объявил запрет на выезд из страны для своих граждан. Делается это под предлогом того, что узбеки не должны уезжать в другие страны на заработки, в первую очередь в Россиию. Узбеки должны работать у себя в стране. Проблема в том, что у себя в стране узбекам работу либо не найти, либо можно работать за копейки. Скоро такими темпами Узбекистан догонит Туркмению времён туркменбаши, когда за выезд из страны без разрешения, всю семью уехавшего кидали в зиндан.
Как-то раз русский турист приехал в Узбекистан, посидел в гостях, попил чаю. А в конце ему говорит хозяин дома, что мол, возьми мою дочь замуж - это для неё единственная возможность уехать отсюда и обещал за это дать калым.
С каждым годом границы Узбекистана всё сильнее закрываются. Узбекские овощи и фрукты в 10 раз дешевле казахских, из-за своей массовости произрастания, но в Казахстан их отправлять из Узбекистана запрещено. В итоге созревший урожай лежит и гниёт в Узбекистане.
В ответ на дефицит овощей и фруктов в Казахстане, из-за перекрытия Узбекистаном границы, президент Назарбаев ввёл программу выращивания овощей и фруктов в теплицах. Теперь, если казах решит выращивать овощи или фрукты, то он имеет право на государственную субсидию. Так Назарбаев приучает казахов к земледелию, чтобы справиться с узбекской овоще-фруктовой блокадой.
Тем временем ситуация на границе всё осложняется. Когда мы были в Шымкенте, нам говорили, чтобы мы не пытались съездить в столицу Узбекистана Ташкент, хоть он всего в 120 км. Граждане России по новым узбекским правилам могут попасть в Узбекистан только если едут непосредственно из России, через аэропорт, а если мы приехали в Казахстан и решили пересечь узбекскую границу, то у нас по новым правилам могут возникнуть большие проблемы с узбекскими властями. То, что эти опасения не шуточные, свидетельствует случай в прошлом году, когда узбекские пограничники арестовали группу казахстанских туристов, включая детей, на своей границе. Дети со взрослыми пошли в горы, в поход. Всю жизнь они ходили там по горным тропам и не думали о границе между Казахстаном и Узбекистаном, а просто шли удобным маршрутом, а теперь их поймали узбекские пограничники и арестовали, поскольку где-то они пересекли эту невидимую границу. Пограничники понимали, что это простые туристы, хотя у тех при себе и было ружьё для защиты, но, как они говорили сами, что если бы они не арестовали их, с них бы самих сняли голову. Так казахстанцы оказались в узбекской тюрьме. Им инкриминировали незаконный переход границы, вооружённой группой лиц по предварительному сговору, что тянуло на срок до 20 лет. Казахстанский МИД сразу стал посылать сообщения с вопросами, не в Узбекистане ли дети, но узбеки отвечали, что их у них нет. Так 11 дней узбекская сторона скрывала, что у них находятся граждане Казахстана. В итоге Узбекистан не вернул детей Казахстану, а решил обменять их на политических беженцев, которые скрывались в Казахстане, фактически, используя детей, как заложников. Делать нечего, пришлось Казахстану выдать Каримову его политических оппонентов, дабы самим вернуть своих детей. Таким образом, теперь идя в горы, граждане Казахстана должны учитывать где находится граница с Узбекистаном и не пересекать её.
Так что отношения между двумя странами на сегодня достаточно сложные.
Что касается узбеков проживающих на территории Казахстана бок о бок с казахами, то каких-либо столкновений по киргизскому варианту в Казахстане к счастью нет. Тем не менее на бытовом уровне недопонимание всё же присутствует. В частности узбеки очень болезненно относятся к тому, что часть казахов селится на территориях на которых исторически жили узбеки, но будем надеяться, что казахстанскому руководству хватит мудрости поддержать мир между народами в собственной стране, ведь распри и конфронтации между людьми в рамках одной страны никогда ни к чему хорошему не приводили. И что самое главное, чтобы обычные люди не становились заложниками большой политики.

К слову, рассказываю, как узбеки едят арбуз: нарезают мякоть и кладут куски в тарелку, и едят вилкой. И ничего по рукам не течёт и в рот всё попадает. В отличие от нашего метода, нарезать арбуз дольками с кожурой.=)
Что касается другого местного блюда - плова. То, как говорят узбеки, сколько не поставь ашпазов (мастеров по приготовлению плова) ни у одного из них плов не окажется одинаковым.
К слову, иногда ашпазам платят огромные деньги дабы они приготовили, например, свадебный плов. Помощники готовят все компоненты, ставят всё на огонь и когда наступает пора перевернуть рис, в дело вступает ашпаза, ловким движением крутя содержимое чана. За это мастерство, правильно перевернуть рис он и получает большие деньги. Иной раз по большим праздникам делают плов весом несколько сотен килограмм, так что его перевернуть это большой физический труд.
Запивать плов положено горячим чаем, дабы он помог в желудке растворить жир съеденного блюда, и, наоборот, холодными напитками запивать по этим же причинам запрещено. После этого едок ложится на бок и ждёт пока съеденный плов благодаря чаю частично переварится. Не возбраняется даже рыгнуть, чтобы снизить давление в желудке. После того, как едок чувствует, что желудку стало легче, он... накладывает ещё порцию плова и снова ест, повторяя заново всю процедуру.


Узбекский Сайрам. Раздельщицы рыбы




Мавзолей Бабай Ата.


Купол Забвения (то бишь, долгострой).




Мавзолей Карашаш Ана, матери Святого суфия Ходжа Ахмеда Яссави.




Эти вставки в кирпичной кладке сделаны для защиты здания от землетрясений.


В Сайраме нашли древнее городище, но не успели сюда добраться музейные работники и археологи, как на этом месте стали строить торговый центр. В результате прям на исторических развалинах сейчас развернулась стройка.


Построить как можно быстрее бизнес-центр, для нуворишей гораздо важнее, чем раскопать историческую ценность.


А артефакты прошлых веков прямо валяются под ногами.


Эти керамические трубы - древняя вентиляция, имевшаяся в здании. Будем надеяться, что всё же культуроохранные структуры Казахстана обратят внимание, на эту ситуацию и спасут историческую ценность.


Мы были слишком мало в Сайраме, чтобы составить какое-то осмысленное впечатление о жизни и культуре узбекского народа, но наблюдения даже от поверхностного знакомства остались самые запоминающиеся!


фотографии, Казахстан, путешествия, фудблогинг, поездки, узбеки, еда, фото

Previous post Next post
Up