Лидия Фёдоровна всю жизнь отработала директором сельского клуба. Супруг был киномеханником. Он умер 8 лет назад, а через полгода Лидия Фёдоровна потеряла и сына. Сейчас Лидия Фёдоровна живёт в деревне Горки Солецкого района Новгородской области одна - невестка с дочерью перебралась в Великий Новгород. Внучке 18 лет и она поступила в медицинский.
Отец Лидии Фёдоровны был председателем колхоза в этой деревне. Председателем он стал потому, что был одним из немногих кто имел образование - закончил 4 класса церковно-приходской школы. Изначально Горки принадлежали помещику купцу Ванюкову. Их было двое братьев: один управлял одной частью деревни, а второй другой. Они разбивали сады, строили теплицы и оранжереи. Братья стали инициаторами прокладки железной дороги поблизости от деревни, зная, что это принесёт выгоду местным жителям.
На фото сохранившийся и поныне дом прислуги помещика начала 20-го века. В советское время здесь был клуб, которым и руководила Лидия Фёдоровна.
В 1916 году, когда в России становилось неспокойно, граф уехал в Петербург. Уезжал в спешке, поэтому оставил множество добра в своём доме - золото в подвалах его особняка находили вплоть до Второй Мировой Войны. Ходили упорные слухи, что староста соседней деревни поднялся именно за счёт того, что накопал там много золота себе. Впоследствии люди замечали, что этот староста ещё и икшался с пришедшими в 41 году немцами.
Что касается помещика, то уехал он в Петербург в свои другие дома принадлежавшие ему там. Дедушку Лидии Фёдоровны он взял с собой садовником, а бабушку портнихой, чтобы она обшивала барыню. Когда началась революция, они отослали свою дочь, будущую маму Лидии Фёдоровны, обратно в деревню, а дедушку Лидии Фёдоровны в революционном Петрограде убили.
Остатки особняка графа простояли вплоть до окончания Второй Мировой войны, когда для того, чтобы отстроить себе разрушенные дома, жители деревни не разобрали здание на кирпич.
Немцы пришли в Горки быстро. Грязь в тех местах была сильная и они вырубили лес, чтобы выстилать им дорогу для проезда техники. Её стали называть "деревянная дорога". Отцу Лидии Фёдоровны было приказано весь скот из деревни гнать в Ленинград. Ночью гнали, а днём прятались. Таким образом, скот не достался бы немцам и в тоже время послужил бы пищей для жителей Ленинграда.
До 43-го года жители дома не покидали. В домах жили в основном только женщины и дети. Дело в том, что во время прихода немцев все мужчины деревни, либо ушли к нашим, на восток, либо скрылись в лесах и стали партизанить. Жителям деревни было запрещено оказывать им содействие под страхом смерти. Но в лесу находились мужья, отцы, братья, сыновья и женщины хотели им как-то помочь. Для этого придумали в условном месте закапывать в землю зерно и картошку. На следующую ночь, к этой точке подходили партизаны и откапывали эту картошку. Таким образом партизаны были сыты, и в тоже время жители деревни с ними в контакт не вступали. Но потом произошёл неприятный инцидент: немецкий офицер увидел у одного из домов бегающих молоденьких девок, решил пойти к ним, а в этом доме в это время находились партизаны. Офицера и убили. Вскоре гонец от партизан сообщил селянам, чтобы те уходили из деревни, поскольку немцы стали подтягивать артиллерию, дабы уничтожить находящихся в деревне партизан. Мать Лидии Фёдоровны взяла маленькую дочь и мешок с мукой. Немного муки она замотала в тряпочку и это стало для девочки соской. Надев тулуп, женщина с дочерью в декабре 43-го года покинула дом. Всё остальное осталось в избе. Они тоже пошли в лес, к партизанам. А на их деревню обрушился град из немецких снарядов.
Многие в семье Лидии Фёдоровны уходили в лес к партизанам. Мужчины воевали, женщины работали связными. Один из них был лётчиком дальней авиации: они взлетали с Эстонии, с Саарема и по ночам бомбили Берлин. Погиб он сразу, в 41 году.
Красная армия пришла на эту территорию в феврале 44 года и все кто скрывался в лесу вступили в неё и продолжили воевать.
В деревне стоит мемориал погибшим на войне односельчанам, поставленный в 1985 году. Здесь перечислены все фамилии погибших. Раньше здесь был вечный огонь, но в 90-х, баллон с газом стали воровать, следить за мемориалом стало некому и он погас.
Затем наступил расцвет Горок. Был открыт клуб, Дом культуры, Дом Народов. Их колхоз был очень богатым и селяне жили достойно. Только на одной улице держали 600 коров. Было около 100 человек только молодёжи, было 300 человек мужчин, которые работали в колхозе. В клубе ежедневно показывали новый фильм, работала библиотека, в деревни была открыта 11-летняя школа. Молодёжь вела себя культурно, все друг друга знали, пары гуляли, женились, жизнь здесь била ключом.
В деревню регулярно приезжали со всей страны агрономы, задача которых была поднимать урожайность местного колхоза.
Всё изменилось в конце 80-х начала 90-х. Молодёжь стала уезжать, оставшиеся стали вести себя совершенно иначе, стали злоупотреблять алкоголем. Закрылся клуб, библиотека, Дом Народов. Когда нет денег, в местном сельпо отпускают спиртное в кредит. К слову, Лидия Фёдоровна в сельпо может купить и поесть лишь то, что там продаётся, поскольку магазин один на десятки километров вокруг, и никуда в другое место она выехать не может. А иногда хочется поесть таких продуктов, которые никогда и не привозят в местный магазин.
Часто в деревне остаются те, кто уже совсем не хочет трудиться и поэтому в городе не нужен. Все же более менее не пьющие и работящие мужики давно уехали работать в другие города или стали шабашить.
Никто из молодых не хочет возиться с огородом, ничего не выращивает, скотину не держит. На всю деревню сейчас осталось всего 6 частных коров, а на фермах самая большая проблема это найти квалифицированную доярку. Раньше о том, чтобы в деревне не было доярок даже представить не могли.
Одна из ферм построила кирпичный дом на 4 квартиры специально для своих доярок. И эти квартиры стоят пустые - доярок, даже с предоставлением жилья, найти так и не удалось.
Теперь, даже держать кур никто из деревенских не хочет. Лидия Фёдоровна одна из немногих селянок, кто их пока держит.
11-летнюю школу расформировали. Теперь в деревне осталась только девятилетка. После 9-го класса выдают аттестат зрелости и дальше делай с ним что хочешь. Чтобы продолжить обучение, надо отсюда уезжать.
Пенсия у Лидии Фёдоровны 9000 рублей. На лекарства из-за больной спины, она тратит денег больше, чем на еду. Самое большое удовольствие для Лидии Фёдоровны это работать в огороде, и если бы её здоровье было бы прежним, она бы занималась этим целыми днями. А теперь в саду поспели яблоки, но женщина ни собрать, ни куда-то поехать продать их уже не может, поэтому предлагает всем самим собирать себе яблоки в её саду лишь бы они не пропали.
Большую помощь Лидии Фёдоровне оказывает фельдшер, приезжающий в деревню либо на машине, либо на автобусе, когда машина сломана. Он лечит Лидию Фёдоровну, делает уколы, а потом помогает наколоть дров или что-то сделать по хозяйству. В этом году фельдшер вскопал женщине огород - здоровье пенсионерки уже не позволяет ей самой делать это.
Домик женщины выглядит очень аккуратно. За это спасибо родственнице, которая приезжала три года назад и помогла всё привести в порядок и покрасить.
Лидия Фёдоровна занимает активную жизненную позицию, постоянно ходит голосовать. На последних парламентских выборах отдала свой голос за "Яблоко". Явлинского она считает очень умным мужчиной, но его никто не слушает.
Путин, по её словам, продолжает проводить политику Ельцина, которого она считает главным виновным в развале страны. В тоже время, Лидия Фёдоровна говорит, что началось всё с Горбачёва - он начал всё то, что привело к краху государства. И ГКЧП было именно его интригой.
Когда в конце 80-х к ним приехал агроном из Нагорного Карабаха и сказал, что там у каждого дома лежит пулемёт, селяне ему не поверили. Но спустя некоторое время, увидели эти пулемёты уже на экране телевизора. Из всех телеканалов дома работают только Первый и Россия. Других каналов, если не ставить спутниковую тарелку в доме нет.
Дом имеет балонный газ, электричество, которое достаточно редко отключают, а вот за водой приходится ходить в колонку.
Возвращаясь к выборам, больше всего Лидия Фёдоровна не может понять Прохорова. Она не понимает, как можно честно, ни у кого ничего не воруя заработать такие деньги. Зачем человеку миллиарды долларов? Для чего? Куда их тратить? Ведь для того, чтобы построить дом, купить машину, хорошо жить и отдыхать хватит и гораздо меньшего количества денег. А если уж у тебя получилось зарабатывать столько денег, сколько на себя не сможешь потратить, то делай, как Третьяков и Морозов, строй галереи и больницы.
По мнению Лидии Фёдоровны, лучше бы Прохоров создал бы семью, имел бы детей вместо того, чтобы идти на выборы.
Что будет дальше с её хозяйством, с её домом, Лидия Фёдоровна не знает. Никто из её родственников не хочет жить здесь, деревня уже никого не привлекает.
- Я верю всегда в лучшее, а как оно будет на деле, я не знаю...- сказала Лидия Фёдоровна.