Легендарное енисейское судно "Святой Николай": от Николая II до Ленина.

May 31, 2015 21:18

Сегодня я продолжу рассказ о легендарных отечественных судах: вслед за иркутским ледоколом "Ангара" и мурманским "Ленин" на очереди рассказ о красноярском "Святом Николае".



В 1886 году красноярский предприниматель Александр Сибиряков заказывает в Тюмени двухколёсный грузопассажирский железный пароход. После постройки пароход в разобранном виде доставляется в Красноярск. Его маршрутом должны были стать реки Енисей и Ангара. После сборки в 1887 году пароход начал выполнять регулярные рейсы по маршрутам Минусинск-Енисейск. На судне были установлены шведские паровые двигатели, которые давали 160 л/с по номиналу (или 500). Благодаря им судно стало самым быстрым на Енисее. Приводимые в действие гребные колёса разгоняли судно до 9 вёрст в час против течения и 25 вёрст в час по течению. Его длина составляла 56,2 м. ширина 8,25 метров. Осадка с полным грузом составляла 1,25 метров. Топливом служили дрова, в сутки сжигали 50 кубометров. Из-за такой прожорливости по всему маршруту движения паровых судов на берегу находились "дровяные заправки", где экипаж мог пополнить запас дров.






Интересный факт: дрова грузили на судно пассажиры третьего класса. Они понимали, что чем быстрее будут загружены дрова, тем короче будет остановка и тем быстрее судно доберётся до пункта назначения. А количества членов команды для такой работы не хватало - экипаж был всего 12 человек. Так что, как только нужно было загрузить судно дровами, пассажиры третьего класса брали в руки специальные носилки для дров и таскали брёвна.

Носилки для дров.



Дрова располагались прямо на палубе у входа в кормовой отсек где находился салон третьего класса.



Пассажирам категорически запрещался провоз крепких спиртных напитков. Алкоголь в небольших порциях можно было купить только в буфете.



Пассажиры третьего класса имели ряд ограничений. Например, им не полагалось питание на судне - из провизии они могли брать только кипяток, который нагревался от работы двигателей. Пассажиры третьего класса не могли даже купить еду на Святом Николае: камбуз (кухня) просто не справился бы с их обслуживанием, а продуктов не хватило бы на второй и первый класс.



В самом салоне третьего класса люди спали в три яруса: на полу, на скамейках и на подвешенных гамаках. Багаж был при них.



Дети до двух лет ехали бесплатно, дети от 2-10 лет за половину стоимости. Каждому пассажиру разрешалось провезти до 20 фунтов багажа и подушки бесплатно. Если вы хотели ехать в отдельной каюте то следовало сделать доплату 10% от стоимости каюты. Собаки должны были находиться при хозяевах, без корма, в отведённом месте. Оплачивались они, как двойная норма багажа.
Стоимость билета из Красноярска в Минусинск составляла 10,60 руб для первого класса, 8,10руб  для второго и 3,75 руб для третьего. Много это или мало?
Сравните сами с тогдашними зарплатами:
прислуга 5 руб/мес
рабочий 20 руб/мес
учитель 25 руб/мес
фельдшер 45 руб/мес
штабс-капитан 90 руб/мес
депутат Госдумы 350 руб/мес

А вот если пассажир самовольно переходил в другой класс, то его ждал штраф в виде стоимости неправильно занятого места в двойном размере. То есть, самовольно перейдя из 3-го во 2-й класс горе-пассажир должен был оплатить штраф 16,20 руб.



Из салона третьего класса можно было попасть во второй класс.



Салон второго класса. Именно вторым классом, 30 апреля 1897 года, в ссылку из Красноярска в Минусинск ехал Владимир Ленин с Кржижановским и Старковым. Вот его каюта. В них были двухярусные кровати. Пассажиры второго класса уже могли пользоваться всеми услугами предоставляемыми на судне: делать заказы на кухне, посещать кают-компанию, чтобы пообедать или сыграть в карты, получать свежие журналы и газеты.
Больше всего Ленин страдал оттого, что не получал вовремя газет из Москвы и Петербурга - самые "быстрые" газеты доходили до Красноярска только через 11 дней и Ленин не мог смириться с такими "поздними" новостями.



Скорее всего, путешествие Ленину на "Святом Николае" не понравилось.
Во-первых, он хоть и с комфортом, но ехал всё же в ссылку.
Во-вторых, он жаловался в письмах родственникам, что его путешествие затянулось и обошлось ему слишком дорого (в ссылку он ехал своим ходом, а не отправлялся по этапу).
В-третьих, его путешествие на "Святом Николае" получилось не слишком комфортным - в тот год река была мелкая и судно не смогло дойти до Минусинска, в итоге, Ленин вынужден был пересесть и последние 70 вёрст добирался на лошадях.



Интересный факт: Когда Надежда Крупская находившаяся в ссылке под Уфой попросилась перевестись к своему благоверному, ей в полиции ответили, что она сможет это сделать только если станет женой Ульянова "по всем правилам", то есть, обвенчавшись в церкви. Ульянов и Крупская выполнили это предписание и уже очень скоро они были вместе.
Таким образом, получается, что Ленин и Крупская венчались в столь ненавистной им церкви и их союз был благословлён господом.



По иронии судьбы именно этим пароходом за несколько лет до Ленина передвигался по Енисею тогдашний Цесаревич Николай - будущий Император Николай II. "Святой Николай" был самым роскошным судном енисейского пароходства, поэтому неудивительно, что Николай ехал именно на нём.
1 июля 1891 года весь свет Красноярска покупал билеты на специально возведённые трибуны, чтобы видеть проезд Цесаревича. Увидеть будущего императора стоило от 30 копеек до 3 рублей, в зависимости от выбранного места. Цесаревич Николай стал первой царствующей особой, кто проехал всю Россию от Востока на Запад - до него ни один Император не видел Россию полностью.
Разумеется, что при передвижении по Енисею, Цесаревич находился в каюте первого класса. Ни о каких ярусах там уже речи не шло - в каюте стояли мягкие диваны.






Во время нахождения на судне в честь Цесаревича в кают-компании был дан торжественный обед.



На обед в тот день подавали:
Закуска
Суп-пюре из перепелов.
Суп консоме, прантьер.
Пирожки разные
Филе шригованное трюфелями.
Таймень под майонезом.
Пунш глясе, королевский.
Жаркое: индейки и цыплята.
Салат и огурцы свежие.
Спаржа.
Пуддинг дипломат, по-английски.
Парфз земляничное.
Чай, кофе.

Несмотря на эти кулинарные изыски, Цесаревич Николай попросил попить чаю, а затем поднялся на верхнюю палубу и так всю поездку простоял на ней, больше вниз ни разу не спустившись.



При приезде Николая в Красноярск, жителям категорически запрещалось кидать цветы, махать шапками, кричать "Ура", а так же предписывалось убрать с улиц весь скот и собак, чтобы не напугать лошадей везущих Цесаревича. Кавалькада лошадей ехавшая с Цесаревичем была огромна - 42 экипажа.
Но перестраховка не была излишней: Цесаревич Николай возвращался с Востока, где на него в Японии было совершено покушение, так что на обратном пути полиция предпочитала перебдеть.



Каюта механика.






Гребные колёса "Святого Николая".





Машинное отделение. Два паровых двигателя.






Трюм.









Носовая часть трюма.






Пароход передвигался только в светлое время суток - на Енисее тогда ещё не было фарватеров и на каждом судне впереди стоял матрос, который при помощи лага измерял глубину дна перед носом судна во время его движения. Как только дно начинало мельчать он сигналил об этом в рулевую рубку и судно меняло курс, чтобы обогнуть опасный участок.
Понятно, что ночью эту процедуру проводить было невозможно, следовательно при наступлении темноты судно причаливало к пристани, где и оставалось на ночь.






Рулевая рубка.






Александр Сибиряков - владелец "Святого Николая" и судоходной компании, которой принадлежало судно, известный российский предприниматель на чьи средства был построен пароход. После революции потерял все свои деньги. В 1920 году его нашёл во Франции шведский консул где Сибиряков находился в полной нищете. Дабы ему было на что жить, шведское правительство назначило ему пожизненную пенсию в размере 3000 крон.


Судьба этого парохода уникальна не только потому, что он был средством передвижения двух деятелей, которые спустя пару десятков с небольшим лет схлестнулись друг с другом, и одному из которых это стоило жизни; не только потому, что этот пароход бал в своё время флагманом Енисейского судоходства - самым быстрым судном того времени, но и потому, что его будущее, казалось, уже предрешено: в конце 50-х годов 20 века он уже превратился из нефтяной баржи в сливную базу, и если ни энтузиазм красноярских судоремонтников восстановивших его фактически из небытия к 70-й годовщине поездки Ленина на нём, то на сегодняшний день это уникальное судно уже было бы утрачено.

Легендарные речники Енисейского пароходства.





судоходство, Красноярск, фотографии, Сибирь, Сибиряков, фоторепортаж, Енисей, фото, Ленин, суда, история

Previous post Next post
Up