Сегодня я продолжу рассказ о легендарных отечественных судах: вслед за
иркутским ледоколом "Ангара" и
мурманским "Ленин" на очереди рассказ о красноярском "Святом Николае".
В 1886 году красноярский предприниматель Александр Сибиряков заказывает в Тюмени двухколёсный грузопассажирский железный пароход. После постройки пароход в разобранном виде доставляется в Красноярск. Его маршрутом должны были стать реки Енисей и Ангара. После сборки в 1887 году пароход начал выполнять регулярные рейсы по маршрутам Минусинск-Енисейск. На судне были установлены шведские паровые двигатели, которые давали 160 л/с по номиналу (или 500). Благодаря им судно стало самым быстрым на Енисее. Приводимые в действие гребные колёса разгоняли судно до 9 вёрст в час против течения и 25 вёрст в час по течению. Его длина составляла 56,2 м. ширина 8,25 метров. Осадка с полным грузом составляла 1,25 метров. Топливом служили дрова, в сутки сжигали 50 кубометров. Из-за такой прожорливости по всему маршруту движения паровых судов на берегу находились "дровяные заправки", где экипаж мог пополнить запас дров.
Интересный факт: дрова грузили на судно пассажиры третьего класса. Они понимали, что чем быстрее будут загружены дрова, тем короче будет остановка и тем быстрее судно доберётся до пункта назначения. А количества членов команды для такой работы не хватало - экипаж был всего 12 человек. Так что, как только нужно было загрузить судно дровами, пассажиры третьего класса брали в руки специальные носилки для дров и таскали брёвна.
Носилки для дров.
Дрова располагались прямо на палубе у входа в кормовой отсек где находился салон третьего класса.
Пассажирам категорически запрещался провоз крепких спиртных напитков. Алкоголь в небольших порциях можно было купить только в буфете.
Пассажиры третьего класса имели ряд ограничений. Например, им не полагалось питание на судне - из провизии они могли брать только кипяток, который нагревался от работы двигателей. Пассажиры третьего класса не могли даже купить еду на Святом Николае: камбуз (кухня) просто не справился бы с их обслуживанием, а продуктов не хватило бы на второй и первый класс.
В самом салоне третьего класса люди спали в три яруса: на полу, на скамейках и на подвешенных гамаках. Багаж был при них.
Дети до двух лет ехали бесплатно, дети от 2-10 лет за половину стоимости. Каждому пассажиру разрешалось провезти до 20 фунтов багажа и подушки бесплатно. Если вы хотели ехать в отдельной каюте то следовало сделать доплату 10% от стоимости каюты. Собаки должны были находиться при хозяевах, без корма, в отведённом месте. Оплачивались они, как двойная норма багажа.
Стоимость билета из Красноярска в Минусинск составляла 10,60 руб для первого класса, 8,10руб для второго и 3,75 руб для третьего. Много это или мало?
Сравните сами с тогдашними зарплатами:
прислуга 5 руб/мес
рабочий 20 руб/мес
учитель 25 руб/мес
фельдшер 45 руб/мес
штабс-капитан 90 руб/мес
депутат Госдумы 350 руб/мес
А вот если пассажир самовольно переходил в другой класс, то его ждал штраф в виде стоимости неправильно занятого места в двойном размере. То есть, самовольно перейдя из 3-го во 2-й класс горе-пассажир должен был оплатить штраф 16,20 руб.
Из салона третьего класса можно было попасть во второй класс.
Салон второго класса. Именно вторым классом, 30 апреля 1897 года, в ссылку из Красноярска в Минусинск ехал Владимир Ленин с Кржижановским и Старковым. Вот его каюта. В них были двухярусные кровати. Пассажиры второго класса уже могли пользоваться всеми услугами предоставляемыми на судне: делать заказы на кухне, посещать кают-компанию, чтобы пообедать или сыграть в карты, получать свежие журналы и газеты.
Больше всего Ленин страдал оттого, что не получал вовремя газет из Москвы и Петербурга - самые "быстрые" газеты доходили до Красноярска только через 11 дней и Ленин не мог смириться с такими "поздними" новостями.
Скорее всего, путешествие Ленину на "Святом Николае" не понравилось.
Во-первых, он хоть и с комфортом, но ехал всё же в ссылку.
Во-вторых, он жаловался в письмах родственникам, что его путешествие затянулось и обошлось ему слишком дорого (в ссылку он ехал своим ходом, а не отправлялся по этапу).
В-третьих, его путешествие на "Святом Николае" получилось не слишком комфортным - в тот год река была мелкая и судно не смогло дойти до Минусинска, в итоге, Ленин вынужден был пересесть и последние 70 вёрст добирался на лошадях.
Интересный факт: Когда Надежда Крупская находившаяся в ссылке под Уфой попросилась перевестись к своему благоверному, ей в полиции ответили, что она сможет это сделать только если станет женой Ульянова "по всем правилам", то есть, обвенчавшись в церкви. Ульянов и Крупская выполнили это предписание и уже очень скоро они были вместе.
Таким образом, получается, что Ленин и Крупская венчались в столь ненавистной им церкви и их союз был благословлён господом.
По иронии судьбы именно этим пароходом за несколько лет до Ленина передвигался по Енисею тогдашний Цесаревич Николай - будущий Император Николай II. "Святой Николай" был самым роскошным судном енисейского пароходства, поэтому неудивительно, что Николай ехал именно на нём.
1 июля 1891 года весь свет Красноярска покупал билеты на специально возведённые трибуны, чтобы видеть проезд Цесаревича. Увидеть будущего императора стоило от 30 копеек до 3 рублей, в зависимости от выбранного места. Цесаревич Николай стал первой царствующей особой, кто проехал всю Россию от Востока на Запад - до него ни один Император не видел Россию полностью.
Разумеется, что при передвижении по Енисею, Цесаревич находился в каюте первого класса. Ни о каких ярусах там уже речи не шло - в каюте стояли мягкие диваны.
Во время нахождения на судне в честь Цесаревича в кают-компании был дан торжественный обед.
На обед в тот день подавали:
Закуска
Суп-пюре из перепелов.
Суп консоме, прантьер.
Пирожки разные
Филе шригованное трюфелями.
Таймень под майонезом.
Пунш глясе, королевский.
Жаркое: индейки и цыплята.
Салат и огурцы свежие.
Спаржа.
Пуддинг дипломат, по-английски.
Парфз земляничное.
Чай, кофе.
Несмотря на эти кулинарные изыски, Цесаревич Николай попросил попить чаю, а затем поднялся на верхнюю палубу и так всю поездку простоял на ней, больше вниз ни разу не спустившись.
При приезде Николая в Красноярск, жителям категорически запрещалось кидать цветы, махать шапками, кричать "Ура", а так же предписывалось убрать с улиц весь скот и собак, чтобы не напугать лошадей везущих Цесаревича. Кавалькада лошадей ехавшая с Цесаревичем была огромна - 42 экипажа.
Но перестраховка не была излишней: Цесаревич Николай возвращался с Востока, где на него в Японии было совершено покушение, так что на обратном пути полиция предпочитала перебдеть.
Каюта механика.
Гребные колёса "Святого Николая".
Машинное отделение. Два паровых двигателя.
Трюм.
Носовая часть трюма.
Пароход передвигался только в светлое время суток - на Енисее тогда ещё не было фарватеров и на каждом судне впереди стоял матрос, который при помощи лага измерял глубину дна перед носом судна во время его движения. Как только дно начинало мельчать он сигналил об этом в рулевую рубку и судно меняло курс, чтобы обогнуть опасный участок.
Понятно, что ночью эту процедуру проводить было невозможно, следовательно при наступлении темноты судно причаливало к пристани, где и оставалось на ночь.
Рулевая рубка.
Александр Сибиряков - владелец "Святого Николая" и судоходной компании, которой принадлежало судно, известный российский предприниматель на чьи средства был построен пароход. После революции потерял все свои деньги. В 1920 году его нашёл во Франции шведский консул где Сибиряков находился в полной нищете. Дабы ему было на что жить, шведское правительство назначило ему пожизненную пенсию в размере 3000 крон.
Судьба этого парохода уникальна не только потому, что он был средством передвижения двух деятелей, которые спустя пару десятков с небольшим лет схлестнулись друг с другом, и одному из которых это стоило жизни; не только потому, что этот пароход бал в своё время флагманом Енисейского судоходства - самым быстрым судном того времени, но и потому, что его будущее, казалось, уже предрешено: в конце 50-х годов 20 века он уже превратился из нефтяной баржи в сливную базу, и если ни энтузиазм красноярских судоремонтников восстановивших его фактически из небытия к 70-й годовщине поездки Ленина на нём, то на сегодняшний день это уникальное судно уже было бы утрачено.
Легендарные речники Енисейского пароходства.