В селе Большой Унгут живёт единственный в этих местах ветеран Великой Отечественной войны Николай Фомич Григорьев.
Он тут на особом почёте, ему все помогают и даже специально установили освещение у его дома. Вместе с главой села Владимиром Владимировичем Васильевым мы идём в гости к ветерану, которому сейчас уже 92 года.
Первым делом Николай Фомич показывает свои семейные фотографии и начинает рассказывать, как он здесь оказался. Они жили в Бурятии, его отец был очень верующим человеком и когда всех загоняли в колхоз, отец отказался вступать в него. В ответ на это, отца с семьёй пригрозили отправить в ссылку, если он не соберёт 40 подписей в свою поддержку. Он собрал больше 1000 подписей, но его с семьёй всё равно выслали в Красноярский край и опытный, потомственный крестьянин начал учиться валить лес. Так их семья оказалась в Большом Унгуте Красноярского края.
Когда началась война, Николая Фомича призвали на фронт. Он участвовал в обороне Харькова, Белгорода. Был тяжело ранен. Его отправили лечиться в Армению, а родителям прислали похоронку, поскольку он числился погибшим. Лёжа в госпитале в Армении Николай Фомич левой рукой (поскольку правая бездействовала) написал кривым почерком письмо домой, что он жив. Так его родители узнали, что с ним всё нормально.
После выздоровления Николая Фомича отправили служить в освобождённый от блокады Ленинград. Там он познакомился с девушкой, которая была дочерью генерала и у них случился роман.
Николая Фомича отправили служить в войска НКВД и после того, как территория СССР была освобождена от фашистов, Николая Фомича отправили воевать против фашистского подполья, которое осталось в Эстонии. Когда его война была закончена, его девушка в Ленинграде ждала Николая Фомича, чтобы пожениться. Но Николай Фомич поехал проведать родителей в Большой Унгут и увидев, как они там плохо живут в покосившемся доме где на кроватях лежала солома вместо матраса, навсегда остался с родителями не вернувшись к невесте в Ленинград.
У него случилась своя жизнь: он стал жить с родителями, познакомился с местной девушкой, женился. Над ним иногда смеялись, что он обманывает, рассказывая о невесте в Ленинграде. Тогда Николай Фомич спустя много лет написал в Ленинград письмо и та девушка ответила ему. У них, конечно, у каждого уже была своя жизнь, но память о романтическом периоде они сохранили.
Вспоминая о войне Николай Фомич удивляется тому, как его не убили. Как-то раз втроём, они лежали в окопе, а рядом стояла избушка. И вдруг над ним начала кружить пчела. Кружит и не желает никуда улетать. Николай Фомич понял, что скорее всего в избушке есть улей, а значит и мёд. Солдаты были голодными и он пополз к избушке. Как только он добрался до избушки, в окоп попал немецкий снаряд и двое его сослуживцев погибли. Таким образом, пчела спасла Николая Фомича и он остался жив.
Следующий случай был в Эстонии. Эстонские бандиты каждую ночь убивали наших солдат. Иногда с утра выходишь из казармы, а на дереве весит наш солдат с которым расправились ночью. В день убивали до 200 наших солдат.
И вот, как-то раз ночью Николай Фомич один сталкивается с шестью бандитами. Они отобрали у него коня и наставили на него 6 ружей. У Николая Фомича был автомат. Он подумал, что если он сейчас убьёт даже одного фашиста, то его непременно застрелят остальные, так что у него нет шансов и приготовился к смерти.
Но тут произошло нечто удивительное: эстонцы отдали ему коня и сказали, чтобы он уходил. Он шёл и думал, что в него сейчас выстрелят каждую секунду, но этого не произошло.
До сих пор для Николая Фомича загадка почему с ним так поступили эстонцы.
Были на фронте и смешные случаи. До сих пор Николай Фомич с улыбкой вспоминает, как уже всё проигравшие и отступавшие немцы вешали на деревья рупоры в которых нашим солдатам говорили, чтобы они сдавались, что шансов на победу у них нет. Зачем они вели эту пропаганду, когда их положение было безнадёжным, Николаю Фомичу до сих пор непонятно.
Николай Фомич всю деревянную мебель в доме сделал сам. Сначала он был столяром-самоучкой, но затем купил книги и научился столярничать сам. Этот сервант целиком его работы.
Как-то раз в соседнем селе Николай Фомич купил зеркало и пешком много километров нёс его домой. Придя в дом он решил сделать для него подзеркальник своими руками. Так что это тоже целиком работа Николая Фомича.
Сейчас Николай Фомич очень верующий человек и он гордится, что у него имеются фотографии с Красноярским митрополитом.
Сейчас по прошествии лет Николай Фомич вспоминает голодные времена, когда они с братом шли рубить лес и несли с собой поесть краюху хлеба и несколько картошек. И каждый из них был голоден, но отдавал картошки другому, обманывая, что не хочет есть: Николай Фомич толкал их брату, поскольку тот младше, а брат толкал Николаю Фомичу, поскольку тот был ранен на войне.
Раньше в селе кипела жизнь - все были заняты деревообработкой, было много людей, работал большой клуб. Сам Николай Фомич посвятил всю свою жизнь работе на деревообрабатывающем производстве. Сейчас ничего этого нет. Вся молодёжь, которая хочет перспектив в жизни уезжает в Красноярск.
Теперь уже Николай Фомич с трудом может представить, как один ходил в тайгу - он, наверное, только чудом оставался жив. Много раз встречался с медведями, волками. Как-то раз, когда они были с братом, медведь бросился на Николая Фомича, брат выстрелил и попал медведю в нос. Медведь был уже в 10 сантиметрах от Николая Фомича, но повертев израненным носом отступил. У брата была только одна пуля, и промахнись он, не попав в нос медведю, Николая Фомича сейчас не было бы в живых.
Ни с кем из других ветеранов Николай Фомич не встречается - на сотни километров вокруг уже не осталось в живых ни одного ветерана. Раньше, да, встречались, вспоминали войну.
Местные о нём не забывают, помнят. Всё время на праздники норовят сделать какой-нибудь сюрприз. Вот, подарили такую карточку. На фото с оружием сам Николай Фомич.
Сейчас Николай Фомич живёт в том самом доме, что ещё жили его родители в 30-х годах. Ему по хозяйству помогает сын Виктор, а для души Николай Фомич держит котёнка, который в силу своего возраста и темперамента так и норовит напроказничать.
Вот так и живёт последний ветеран Великой Отечественной войны села Большой Унгут, расположенном на берегу красноярской реки Маны.
Предыдущие посты об этой поездке в Красноярский край можно посмотреть здесь.