Посчастливилось побывать на фантастическом мероприятии, где собаки и люди преодолели 340 километров по заснеженной тайге и по льду реки Маны - водной жемчужины Красноярского края.
Cегодня я расскажу массу интересного о том, как организуется это состязание, о том, как взаимодействуют люди и собаки, чтобы преодолеть этот сложнейший маршрут.
Гонка состояла из двух дистанций: 85 и 340 километров. 85 километров многие участники преодолевали с трудом, а уж 340 километров стали настоящим испытанием, как для каюров (гонщиков на собачьих упряжках), так и для животных.
Накануне гонки участники встретились, чтобы обсудить её ход, а так же провести жеребьёвку, получить номера, просмотреть карты и сделать для себя какие-то выводы, дабы выбрать тактику прохождения дистанции.
Вот такие пакеты с маршрутами получили участники. Дочернее предприятие компании "Роснефть" - «Восточно-Сибирская Нефтегазовая компания» уже много лет занимается поддержкой и развитием традиционного уклада жизни и культуры коренных малочисленных народов. Начиная от традиционных промыслов народов Эвенкии и заканчивая традиционным спортом - гонками на собачьих упряжках. ВСНК открыла «Школу молодого каюра» где дети из отдаленных поселков района тренируются в управлении собачьими упряжками. И вот крупные соревнования для гонщиков со всей Сибири, в которых ВСНК выступила генеральным партнером.
Главные участники этой гонки были же, конечно, ездовые собаки. У некоторых каюров имеются специальные прицепы для перевозки животных.
Лучшая подстилка для собак это солома.
Между разными породами ездовых собак есть много отличий. К примеру, хаски это лучшее соотношение тяговитости и скорости. Маламут собака не быстрая, но самая тяговитая - тяжеловоз. Если говорить о самых скоростных ездовых собаках, то на сегодняшний день это метисы - на них часто одерживают победы на разных гонках.
В среднем, одна ездовая собака тянет до 40 килограмм веса. Так что можете посчитать, сколько нужно собак, чтобы покатать вас по двору.
Есть и совсем шоу-варианты ездовых собак. К примеру, были слухи, что приедет участница на пуделях. Но это уже, конечно, рассчитано больше на публику, чем на результат.
Хаски знакомятся с самоедом.
Я спросил участников, может ли фирменный собачий корм полностью заменить собакам мясо. Ответ был, что однозначно нет. Как правило, сочетают разную пищу, но обязательно дают мясо, или рубец (говяжий желудок), кто-то кормит рыбой, какие-то собаки с удовольствием едят селёдку, готовятся специальные смеси из гречки и фарша.
Периодически собакам устраивают разгрузочные дни только на кефире или на смеси с овощами. А когда во время гонки собаки устают и им нужен лёгкий и питательный корм, то угощают кошачьей едой для котят или больных кошек - она очень нежная, но прибавляет сил.
Некоторые собаки приезжают в совсем комфортных условиях.
Или просто сами уезжают от своих хозяев.:)
А кто-то, прицепившись к колесу везёт на соревнования машину с хозяином, если тот вдруг забыл, что ему нужно сюда поехать.:)
Маршал гонки проверяет нарты на предмет соответствия правилам. Спортивные нарты отличают от обычных, как болид Формулы-1 от семейного седана. Это высокотехнологичные аппараты с использованием самых современных разработок. Стоимость новых импортных профессиональных нарт колеблется в среднем в районе 5000 Евро.
А ветеринар осматривает собак. Главное внимание уделяют лапам: на них не должно быть травм, ссадин, царапин.
Собаководы популяризируют свое увлечение самыми разными способами…
Теперь подробнее об устройстве гоночных нарт. Красный "крюк" это якорь. Как правило, их два: один ставится спереди, другой сзади. Часто, без них не остановить мчащихся собак. Так же они служат для фиксации упряжки во время стоянки и обслуживания. Животные настолько заточены под бег, что даже "ходят с трудом".:) Они только и ждут того момента, чтобы побежать!
Здесь видны два металлических тормоза - они служат для притормаживания во время гонки и на поворотах. В центре находится плуг - основной ходовой тормоз, использующийся для ситуаций, когда требуется значительно снизить скорость или при движении под гору, по ледяному насту. А сбоку те самые якоря.
В центре видна система позволяющая нартам отклоняться от центральной оси. Это позволяет с большей скоростью проходить неровности и повороты, сохраняя нарты в устойчивом вертикальном положении.
Иногда, в гонках на длинные дистанции сзади устанавливают откидывающееся сиденье, чтобы каюр мог отдохнуть. На коротких дистанциях их снимают, поскольку нужно избавиться от лишнего веса и активно помогать собакам в езде, отталкиваясь ногой, пробегая или используя специальную палку.
Использование шлема - не лишняя мера предосторожности - случаев, когда сани переворачиваются на выходе из поворотов или разбиваются о деревья по бокам трассы предостаточно.
Нарты бывают разными. К примеру, нарты на длинные дистанции тяжелее и больше, чем на спринтерские. В самих нартах гонщики везут запасные части, провизию, необходимый инвентарь. Так же в нарты кладут собак, если тем необходим отдых. В нартах спят и сами каюры при соревнованиях на длинные дистанции.
Теперь о собаках. Чаще всего упряжки состоят из 6-12 собак. Есть и открытые классы, где могут быть и 50 собак, но это опять же уже дань зрелищности - чем больше собак в упряжке, тем сложнее ими управлять. Как правило, скорость стандартной упряжки 10-20 километров в час.
8 собак образуют 4 пары. Самая ближняя пара к нартам это "силачи" - самые мощные собаки. Они воспринимают на себя все рывки и всю тяжесть исходящие от нарт.
Следующие две пары это "колёса" - их задача везти нарты.
Спереди стоят "рули" - самые умные собаки, один из которых вожак. Вожак самая умная и авторитетная собака. Иметь хорошего вожака очень важно. К примеру, если что-то случится с кем-то из собак-"колёс", то погрузив собаку в нарты можно продолжать путь дальше, а вот, если что-то случится с вожаком, то это может означать конец гонке. Вот почему, многие каюры стремятся иметь несколько умных собак-"рулей" - если с вожаком что-то случится, чтобы была собака, способная взять на себя его функции в гонке.
Что делает вожак? Вожак должен беспрекословно понимать и выполнять команды каюра - "вперёд, направо, налево". Выполняя эти команды за ним поворачивает вся стая. Без вожака упряжка станет неуправляемой. Вожак должен быть хладнокровным - если рядом с упряжкой вдруг бежит заяц, то вся стая смотрит на вожака - если он не обращает на зайца внимания и бежит дальше, то и стая не побежит за зайцем, а если за зверем дёрнется вожак, то вся стая последует за ним и конец гонке, вплоть до разбитых нарт и травм гонщика.
Часто в упряжку ставят молодых собак, чтобы они перенимали опыт от старших. Молодого могут ставить, как к вожаку, так и к тягловым собакам, и смотрят где он удобнее чувствует себя и чему быстрее учится. От этого уже ему определяют его амплуа.
Бывает, что в стае появляется и собака-"телега" или ""тормоз" - та, которая не тянет упряжку, халтурит, или вообще тормозит всю стаю. Это может быть вызвано разными причинами - травмой, усталостью, ленью. Таких собак снимают с упряжки.
На этом фото помимо стаи хорошо видно, как ещё и работают якоря - один держит упряжку спереди, второй якорь сзади.
Хаски одни из самых красивых собак в гонках.
Так же, как и самоеды.
И вот даётся старт гонке.
Даже для упряжки из 6 собак нужен каюр и помощник.
Собаки не могут устоять на месте - они буквально рвутся в бой. Бег это их стихия. И нужна не маленькая сила, чтобы удержать их.
Бывают и конфликты. К примеру, собаки хотят выяснить, кто из них главнее, когда амбиции одного животного не приемлют власти другого. Чтобы предотвратить такие конфликты собак разводят по разным парам.
А это скиджоринг, когда собаки тянут а собой лыжника. Можно ставить хоть одну собаку. Но одна собака тянет до 40 килограмм, так что если стоит одна собака, то придётся больше бежать самому. Здесь интересное сочетание: самоед-тяжеловоз, но медленный и хаски - менее тяжеловозная собака, но более быстрая.
А этот парень с одной собакой похоже рассчитывает только на собственные силы.
Гонка проходит по красавице Мане - одному из самых живописных мест России. Летом здесь отбоя нет от отдыхающих и сплавляющихся по этой реке.
Через 40 километров контрольный пункт. Здесь участники могут остановиться, чтобы отдохнуть, подкрепиться, напоить и накормить собак.
Некоторым собакам наливают в рот воды, чтобы остудить животное (теплообмен у собак, как известно, проходит через язык), чтобы оно утолило жажду, поскольку впереди ещё долгий путь, а собака этого не знает и может остановиться на дистанции.
Если вы думаете, что чтобы участвовать в состязаниях надо купить себе собаку, лежать с ней на диване 364 дня в году, а раз в год ехать на гонку, то ошибаетесь - собакам нужны ежедневные тренировки. Каюры тренируют своих питомцев круглый год, выезжая летом с животными на велосипедах, на скейтбордах или просто отправляясь в пробежку. У опытных участников целые питомники, они могут выбрать 8 собак из десятков других. В идеале, нужно везти с собой и запасных собак, чтобы заменить уставших. Плюс кто-то бывает не в лучшей форме, болеет, беременеет.
Многие собаки имеют тапочки. Они служат для защиты лап собак от попадания мокрого снега, от сбивания его в комки - всё это будет мешать собаке бежать по дистанции. По ходу дистанции тапочки меняются, выбрасываются. Стоимость одного тапка, кстати, 100-300 рублей.
И вот, дистанция завершена. Уставшие, но довольные собаки валяются в снегу, пытаясь отдохнуть и охладиться.
И вот, идёт чествование победителей на дистанции 85 километров.
Главный судья соревнований Татьяна Космынина награждает Татьяну Вишнякову из Красноярска за второе место в шестёрках на дистанции 85 километров.
1 место на 85 километрах на шести собаках Шевцов Роман из Красноярска.
И победители в скиджоринге: занявший второе место омич Мирошник Виталий и первое место Зеленчук Вадим из Иркутской области. Поздравляем победителей!
А впереди нас ждёт захватывающее продолжение квеста на собачьих упряжках-восьмёрках состоящее из изматывающих 340 километров, где люди и животные покажут, есть ли предел выносливости при проходе упряжками бескрайней тайги Красноярского края!