Закончился проект-экспедиция Россия и её участники возвратились в Москву где дали итоговую пресс-конференцию.
Сразу видно, что пресс-конференция готовилась профессионалами ресторанного бизнеса (не даром Сергей Доля по одной из своей ипостасей ресторатор): всех ждали не только соки и кофе, но и шампанское.
Собравшиеся обсуждали завершившийся проект.
Одна журналистка другой:
- Я вот недавно 11 часов в дороге была и до сих пор придти в себя не могу, а они два месяца ездили! А жили они как, в палатках?
- Да, в палатках. Как на Селигере.
Размявшись в 10 утра буднего дня шампанским я отправился в зал.
В зале Русского Географического Общества было много людей с бородами. Видимо, борода это символ путешественников и географов. Кто-то фотографировался.
- Я буду смотреть только в Кэнон! - заявили некоторые фотографирующиеся собравшимся фотографам.
Первым вышел выступать капитан экспедиции Сергей Доля. Он заявил, что он опроверг поверье, что по России ездить на машинах нельзя, небезопасно, везде гаишники берут взятки - за всё время экспедиции их останавливали два раза, а оштрафовали один. Главное, что везде есть где остановиться и поесть, так что участники экспедиции не голодали, добавил Доля.
- Ну по тебе это видно! - пошутил зал.
Дело в том, что при слове "путешественник" на ум приходит какой-нибудь высохший Фёдор Конюхов, как говорится, кожа да кости. Ведь если у вас на трёх человек банка тушёнки, разбитая на два дня, тот тут захочешь поправиться - не получится. А у Сергея получилось наоборот: чем больше ездит, тем плотнее становится. Но всем шуткам положил конец сам Доля добавив, что кушал он в дороге действительно хорошо.
Своим маршрутом участники хотели написать слово "Россия" на карте страны и исходили из наличия дорог в той или иной местности. Обратило на себя внимание, что Кавказ участники экспедиции пропустили. Возможно потому, что потерять там свои машины в самом начале экспедиции было бы совсем печально.
Поездка была не только праздной, а ещё и полезной: участники записывали самые главные экологические проблемы того или иного региона и передадут этот список властям, чтобы были приняты меры. Проблемы собрались разные: плохая экология, много мусора, вырубка лесов. Огорчило, что на самой пресс-конференции об экологических проблемах было сказано очень мало, видимо, не было задачи привлечь к ним внимания. А ведь их очень много и они вопиют. К примеру, тот же Иволгинский дацан в Бурятии окружён просто горами мусора, который выбрасывают туда сами же паломники. Почему не донести мусор до помойки, а её вовремя опорожнять - не понятно. Видимо, мусор выкидывать где попало в буддизме не грех, так же как в православии переходить улицу на красный свет - бог за это не наказывает, а значит, можно.
Самые плохие дороги в России, как выяснилось, в Тюменской области. А в остальном участники экспедиции не испытывали никаких проблем с питанием и гостиницами.
Тут, конечно, вопрос спорный. Что касается еды, то да, в большинстве городов поесть можно сейчас вкусно и свежо, но вот гостиницы в России это беда - плавали, знаем.
Хотя с какой стороны поглядеть. Вот меня в прошлом году тоже угораздило неделю участвовать в экспедиции, где так же был полный хардкор: палатки, дороги, купание в реках и озерах. И могу сказать, что на третий день уже готов был отдать всё за самый обычный душ и мягкую постель. Так что если участники экспедиции попадали в гостиницы следом за палатками, то можно предположить, что им все отели казались отличными.
В завершении мероприятия Сергею вручили удостоверение члена Географического общества и свои речи произнесли партнёры проекта.
Здесь мне хочется привести слова одного чиновника из какого-то профильного лесного ведомства, что, к сожалению, нет в России культа природы, не уважают наши люди природу.
Когда в Канаде проводили опрос "Назовите три символа страны", то ответы распределились так: хоккей, кленовый лист, национальные парки.
А в России к лесам, паркам, заповедникам отношение чисто потребительское: туда идут разжечь костёр, потусить, "культурно отдохнуть" и затем оставить после себя гору мусора. Не грех срубить дерево, убить охраняемое животное, что могут делать и в заповеднике. Нет у нас культа дикой природы.
Так что хочется надеяться, что постепенно, со временем, пусть и через века, какое-то подобие этого культа у нас выработается, в том числе и благодаря таким экспедициям.