Парк Сувар - священный лес языческих богов Чувашии.

Apr 06, 2014 18:42

Издревле сувары (предки чувашей) практиковали языческое верование. Богов было много, у каждого было своё предназначение. Особенно почитались священные леса. В одном из таких волшебных лесов в 2004 году решили начать возрождать древнее капище языческих божеств. Теперь каждый чуваш может придти сюда и вспомнить культ своих предков.
Одно из священных деревьев. Видно, как необычно оно раскинуло свои ветви. Если загадать желание о здоровье и повязать на сук дерева ленту, то болезнь пройдёт.



У дерева стоит первый идол. Это столб сверху которого сидит орлица с яйцом. Столб это у чувашей олицетворение мужского начала, символический аналог пениса - продолжения рода. Орлица с яйцом - символ женщины, символ матери. Таким образом этот столб означает семью, как средство продолжения рода.



Для начала немного о суварских божествах. Есть три мира: небесный, на котором живут почитаемые боги; земной, это наш мир, где то что нас окружает; подземный, злые духи и божества, так же духи плоти, секса.
Ещё эти три мира называют: золотой (небесный), серебрянный (земной), медный (подземный).
Есть одна немаловажная деталь: в языческих верованиях нет манихейства, то есть борьбы добра со злом. Самый злой дух это леший, но никто не говорит, что его надо уничтожить, как дьявола - с ним так же надо продолжать жить, соседствовать, просто надо не поддаваться на его козни. К примеру, если охотники заночевали в лесу, то, чтобы не стать жертвой лешего они просто обкладывали место стоянки хвойными ветками, чтобы леший не подошёл к ним.
Так же, к примеру, между золотым миром и медным есть очень много связей. Допустим, символ семьи, матери, это всё божества золотого мира, но символы секса, оплодотворения это символы нижнего, медного мира. И к примеру, если пара бесплодна, или юноша/девушка не могут найти невесту/жениха, то обращаться за помощью надо уже к божествам подземного "злого" мира. Для христианства обращение к дьяволу, к примеру, звучит вообще дико - это недопустимо, а в языческом мире всё иначе. Все божества это части нашего мира и с ними надо уметь наладить контакт. К примеру, как с соседями - бывают соседи хорошие, бывают не очень, но со всеми надо стараться поддерживать отношения. Вот такие тесные переплетения в языческих верованиях суваров.

Сначала поднимаемся на Золотую гору. На этой горе божества высшего, святого мира. Перед входом на любую гору первыми стоят стражники - их задача беречь покой находящихся на горе божеств.















У божества матери несколько грудей. Дело в том, что чем лучше мать, тем больше у неё детей, а чтобы накормить всех её детей, у неё должно быть больше грудей.



Вход на Золотую гору. Слева столб-отец, справа орлица-мать.






Основная часть божеств это мать, отец и разные герои чувашского эпоса.



Выделены груди и живот: священными счтаются груди поскольку ими кормят детей и чрево, поскольку оттуда ребёнок появляется.















Отец, мать и сын. Идол поклонения семье.



Там где вы видите сверху орлицу, это всё поклонение матери.












Обратите внимание на тело женщины в золотом мире. Это тело много раз рожавшей женщины: широкие бёдра, большая грудь. В медном мире, где божества это злые женщины, к примеру, русалки, всё наоборот: женщины, фигуристы, соблазнительны, сексуальны, с общепринятыми пропорциями красоты.





Столб, как я уже писал, это отец. Но главным божеством и членом семьи у чувашей всегда была мать. Только мать обеспечивала продолжение рода. Когда в семье рождался мальчик это было обыденным - ещё один мальчик родился. Но когда рождалась девочка, это был праздник - родилась продолжательница рода, наследница, та которая продолжит наш род, наше имя.












Это столы для жертвоприношений. Сейчас, конечно, не режут быков, как это было раньше - жертвоприношением считается просто принести богам еды, чтобы они не голодали. Чем сытнее бог поест, тем добрее и щедрее он будет к накормившему его.



А знаете ли вы, что у чувашей было искусственное оплодотворение? Если в семье жена не могла забеременеть, то она шла к знахарке, та организовывала ей свидание ночью с мужчиной из другой деревни. И женщина и мужчина одевались так, чтобы не видно было их лиц и занимались в темноте сексом, не разговаривая друг с другом. Затем они расходились. Так женщина получала шанс забеременеть, если этого не мог ей обеспечить её муж. Затем рождался ребёнок и семья воспитывала его как своего. Родившая ребёнка женщина не знала кто его истинный отец, а делавший ребёнка мужчина не знал кому он его сделал.












Продолжение женского рода: снизу бабушка, посредине мать, сверху дочь.



Очередной воин охраняющий вход на гору.



Меч Атиллы является одним из основных божеств для суваров. История это меча такова. Как-то раз, древний царь зарыл меч там где никто не видел. И сказал: тот кто найдёт меч, который я зарыл будет править миром.
Много лет спустя, его внук, маленький мальчик нашёл этот меч и спустя много лет, когда он вырос, он стал властелином всего известного на тот момент мира. Звали этого мальчика Атилла. На мече рунической чувашской записью написано это имя.












Мы покидаем Золотую гору где живут небесные божества и идём к Серебрянной горе, где живут божества повседневные, практические.















Что такое повседневные божества нашего мира? Это божества, с которыми человек контактирует каждый день. Они есть добрые, естьне очень добрые. Не очень добрые, это не злодеи способные убить (это уже божества Медного мира), но способные сделать гадость.
К примеру, когда мать уходила из комнаты где был маленький ребёнок, она просила доброе божество приглядеть за ребёнком, чтобы злое божество, к примеру, домовой, не заставил бы ребёнка плакать.












Это музыкант. Музыканты почитались, как волшебники, способные развеселить душу, а значит, и усладить божеств находящихся рядом с нами. Музыкантом у суваров мог быть только пожилой человек, с жизненным опытом. Считалось, что юнец не сможет сыграть хорошую музыку.



Бог показывающий дурь человеческую. Он призывает не курить табак - его голова уже стала пустой, как основание трубки и думать он больше не может.



Раньше у чувашей не было сирот - всех детей оставшихся без родителей забирали себе люди. Сейчас пытаются восстановить эту традицию, уже с учётом современных особенностей. К примеру, женщина 40 лет, уже воспитавшая своего ребёнка, берёт себе нового из детдома и снова воспитывает сына или дочь, только уже приёмных.




А это ёжик - мифическое животное древних суваров. По легенде, ёжик научил людей возделывать землю и дал им возможность кормить себя, но люди не послушали ёжика, когда он говорил им "любите землю" - они начали загрязнять её, варварски использовать её ресурсы. И тогда ёж обиделся на людей, и с тех пор, когда ёж встречает человека, он всегда недовольно фырчит.















Обратите внимание на этого идола. Это божественный камень. Раньше такой стоял в каждом чувашском дворе. Сквозь него полагалось проносить почти всё: семена проносили, чтобы был большой урожай; урожай проносили, чтобы очистить его от злых духов; кур проносили, чтобы хорошо неслись; через большой камень проводили скот, чтобы его не заколдовали и, чтобы получать много молока.






Вот очень интересный идол. Это чресла женщины. Чресла женщины, откуда появляемся все мы, как символ продолжения рода. И наверху, родившаяся из этих чресел девочка, которая пока сама никого не родила, но скоро и её чресла подарят миру человека.



На этот пенёк следует сесть, чтобы всё в семье было в порядке.






Ещё одно божество - Йерех. Легенда гласит, что в целом это божество не плохое, способное делать добро, но и способное сделать пакость, нахулиганить. За это поселили его подальше от людей. И долго-долго он не видел белого света. И когда спустя много лет вышел он из заточения, то увидел, что люди сделали с миром, с природой, с животными, то его глаза полезли на лоб от удивления и ужаса.
Говорят, что если с утра вы заходите в конюшню, а у лошадей хвосты заплетены в косичку, значит, здесь побывало это божество.



Ещё одно священное дерево. Надо на него залезть, чтобы очистить свой разум, поправить здоровье, очиститься от скверны.



А это Пихампар. Главное божество земной группы, Серебряной горы, нашего мира. Считается самым сильным богом. Часто предстаёт в образе волка. Он не злой и не добрый (напомню, что манихейства и деление на добро и зло в язычестве нет) - его волки (собаки Пихампара) могут задрать скот, а сам Пихампар может спасти телёнка от смерти. Главное, хорошо его попросить и хорошо задобрить.



А теперь идём на третью гору - Медную. Подземный, потусторонний мир.
Главное божество потустороннего мира это Леший. Выходит из логова по ночам, питается душами утопленников и необуздан в сексе и плотских утехах.
Леший окружает себя соблазнительными женщинами, любимые животные которых змеи и ящерицы.



Но опять же. Даже злые духи нужны. К примеру, если нет у вас детей, то обращаться надо именно к Медным божествам, поскольку всё, что касается секса в их власти. К примеру, посидев на этом фаллосе, символе мужского начала, можно получить потомство.









Это соблазнительница - одна из слуг лешего. Приходит она к юношам по ночам в разных обличьях и совращает их. В итоге, юноша не думает об обычных девушках, о женитьбе и рождении детей, а поддаётся чарам красавицы. В итоге, соблазнительница так изматывает юношу необузданным сексом, что тот теряет покой и кончает собой либо умирает, сходя с ума.



А это русалка. Она подкарауливает купающихся по ночам или в одиночестве и тянет на дно - обеспечивая пищей лешего (леший питается душами утопленников).









За божеством видно волшебное дерево.



А вот и ещё одна помощь от Медного мира. Если молодой человек излишне скромен в общении с девушками, ему не хватает решимости завязать отношения, то за помощью надо идти именно в подземный мир. По поверью, надо было найти бревно в форме девушки и лечь на него, попросив божеств потустороннего мира отогнать излишнюю скромность. Тогда скромность исчезнет и юноша сможет без страха общаться с девушками. Воины по краям охраняют тело древесной девушки.






А вот и само верховное божество подземного мира - Леший.



Вот такие языческие традиции практиковали сувары.



На противоположенном берегу Чебоксары.



Чуваши пережили сложную историю. Чуваши были одним из основных народов Булгарии. Чуваши считают, что именно их восстание в Булгарии против Монгольского ига, помешало монголам захватить Европу - монголы были вынуждены отправить основную массу своих войск на подавление мятежа и у них уже не оставалось сил захватывать Европу.
Булгары долго конфликтовали с русскими, захватывая русские города, а русские нападали на территорию Булгарии. Спустя большой период времени, чуваши уже имели ссору и с татарами: татары приняли ислам, а чуваши оставались язычниками. Интересы у народов начинали расходиться.
Когда пришли русские, чуваши особенно не сопротивлялись - воевать за татар им не хотелось. Но впоследствии им пришлось столкнуться с тем, чего они ещё не видели: их переселяли в леса где было невозможно возделывать землю, им запрещали исповедовать язычество. Православная церковь поступала с язычниками самым жестоким образом. Чувашей русские стали называть "покорённым народом платящим дань" - впоследствии это стало именем нарицательным. "Чувашами" стали называть все покорённые народы к Востоку от Руси. "Чувашами" стали, мордва, марийцы. Интересно, что для обозначения "покорённых народов платящих дань" на Западе, русские использовали слово "латыши". "Чуваши" и "латыши" стали синонимом слова "раб" в русском языке.
Так или иначе, огнём и мечом, чувашей отучили от языческих верований. Царское правительство использовало все свои методы, чтобы убить собственную самоидентичность у чувашей - чуваши массово вывозились в центральную и западную часть России на работы. Часто не имея средств к существованию, они вели нищенский образ жизни, оторванные от своей земли. Здесь слово "чуваш" получает ещё один негативный оттенок, означая грязного, опустившегося человека.

Когда свершилась революция 17 года, показалось, что времена меняются: советская власть дала чувашам право обозначать свою национальность, было объявлено, что чуваши освобождены от царского гнёта, что теперь у них будет своя чувашская земля.
Апеллируя к национальности разных народов Российской Империи, советы хотели получить союзников. Дескать, при царях вы были губерниями, а мы даём вам право громко заявить о своей нации. Таким образом, выбивалась почва из-под ног у сторонников возвращения монархии - нациям дали возможность быть "свободными".
На этом этапе, в Чувашии появляется множество учёных, исследователей, которые изучают и открывают все факты истории колонизации Русью чувашей. Так продолжалось вплоть до 30-х годов. В 30-х годах, Сталин решает укрепить вертикаль власти. Теперь одобряется только одна мысль: чуваши (тут можно подставить любую малую нацию России) и русские это братские народы. Чуваши угнетались царизмом, но русские несли им свет и благо, и вот в итоге, русские освободили их от узурпатора-царя. Теперь они все советские люди в большой дружной советской семье. Любой представитель национальной интеллигенции кто вспоминал об истинной истории чувашей арестовывался, отправлялся в лагеря и расстреливался.
Сталин продолжил традицию переселения народов: снова чуваши в массовом порядке вывозились подальше от своей родной земли. Только теперь уже в Сибирь.
Советским историкам была дана команда любой ценой придумать легенду о "добровольном вхождении в состав" всех народов в составе нашей страны. Таким образом, и колонизация Чувашии была тоже названа "добровольным вхождением".
Упирались в признании добровольности вхождения только татарские и марийские историки - они ни в какую не хотели признавать этого факта. И если с татарами всё было понятно - взятие Казани добровольным вхождением никак не назовёшь, то марийцев, сражавшихся до последнего бок о бок с татарами, "уломали" на "добровольное вхождение" тем, что, дескать против русских до последнего воевали только луговые марийцы, а вот горные не воевали на стороне татар, следовательно, они "добровольно вошли".

Прошло много лет. Марийцы, мордва обрели свои имена - больше их не называли чувашами.
А среди чувашей по поводу собственного названия есть две точки зрения.
Одни считают, что всё равно, что там думают русские об их названии, всё равно какой исторический багаж закрепился за этим названием - они чуваши и должны гордиться этим.
Другие считают, что нужно менять это название, что оно несёт в себе слишком негативный оттенок, который приклеился к слову чуваш за несколько сотен лет жизни с Россией.

Есть разные варианты нового именования чувашей. Все они имеют свои недостатки.
Есть предложение называться булгарами, а Чувашию переименовать в Булгарию. Недостаток этого варианта в том, что основным народом Булгарии были татары, и если уж основывать Булгарию, то это Чувашия должна соединиться с Татарстаном, а это маловероятно - слишком далеко культуры двух народов за эти сотни лет ушли друг от друга, слишком они разные. А Чувашия - Булгария без Татарстана это, как если Словакия снова назовётся Чехословакией, но без Чехии. К тому же, булгарин это не нация - булгарин это гражданство. Булгарин это аналог россиянина, но не русского. Так что булгарин буз Булгарии просто не имеет смысла.

Есть предложение снова вернуться к суварам, переименовав Чувашию в Суварию. Сувары это нация, чувашские предки, и никакой Татарстан тут уже не нужен. Но проблема в том, что сувары это основной этнос сформировавший чувашей, но он не единственный. "Каждый сувар чуваш, но не каждый чуваш сувар" - вот максимально точно описывающая эту ситуацию фраза. Таким образом, часть чувашей назвавшись суварами, оттолкнёт от себя другую часть чувашей, не являющихся потомками суваров. А это для маленького народа, каким являются чуваши недопустимо.
Вот в таких дискуссиях и с такими мыслями живёт современная чувашская интеллигенция.




Но в любом случае, в одном чуваши счастливы. Сколько сотен лет существует история их народа, сколько тысяч лет существует история их предков. Вокруг десятки, даже крупных, по местным меркам народов, вымерли, оставив после себя лишь строчки в энциклопедиях, а то и не оставив оных. От некоторых не осталось ничего: ни людей, ни языка, ни памяти. А чуваши продолжают жить, сохраняют свою культуру, свой язык, свой этнос несмотря на все перепитии истории. И они не просто живут, а возрождают свою традиционную культуру, с которой жили их предки.




фотографии, путешествия, язычество, поездки, фоторепортаж, cheboxary, фото, Чебоксары, chuvashiya, Чувашия, история

Previous post Next post
Up