Побывав в Ижевске вместе с Volkswagen, я не мог не зайти в музей Мотоциклов ИЖ. В своё время мотоциклы ИЖ были одними из самых распространённых в СССР и носили звание "народного" мотоцикла. Мотоцикл имел очевидные преимущества перед автомобилем: он был гораздо доступнее машины, намного дешевле, его использование и обслуживание на селе оказывалось более удобным, чем легкового автомобиля. Так, продукция ИЖмаша быстро завоёвывала рынок.
ИЖ-1 1929 года. Разумеется, изначально он предназначался для нужд армии.
![](http://farm6.staticflickr.com/5501/11750584305_d2a8f96620_c.jpg)
ИЖ-7 1935 года. На этих мотоциклах в СССР совершён первый женский мотопробег.
![](http://farm6.staticflickr.com/5490/11751665326_06d50a0fc4_c.jpg)
ИЖ-8 1938 года. Каждый мотоцикл, выходящий из цеха, проходил обкатку в реальных дорожных условиях. Чтобы обкатать такое количество машин приходилось мобилизовывать всех сотрудников завода. А сотрудники, ежедневно катаясь на мотоциклах, становились такими профи, что завоёвывали чемпионские титулы на соревнованиях. Так что "слесарь-чемпион-мастер спорта" было вполне реальным сочетанием титулов.
![](http://farm6.staticflickr.com/5516/11751008284_217ca3d7de_c.jpg)
ИЖ-9 1940 года. "Главное теперь - в людях, овладевших техникой".
![](http://farm3.staticflickr.com/2863/11751782496_0d78004e1e_c.jpg)
ИЖ-12 1941 год. Первый мотоцикл ИЖ с четырёхтактным двигателем.
![](http://farm6.staticflickr.com/5501/11751356776_1383ab3156_c.jpg)
"Освоить мотоцикл - дело чести машиностроителя!"
![](http://farm4.staticflickr.com/3793/11751007114_8b1aaab7d0_c.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5514/11750595705_5fea4476eb_c.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3801/11751006444_ebf1c2a4a3_c.jpg)
ИЖ-350 1946 года.
![](http://farm6.staticflickr.com/5475/11751354656_f601ee0da7_c.jpg)
ИЖ-49 1950 года. Первый серийный мотоцикл завода, с которым могла использоваться коляска. Первый экспортный советский мотоцикл.
![](http://farm4.staticflickr.com/3756/11751354266_8575824137_c.jpg)
ИЖ-56 1956 года. Мотоцикл этой марки стал миллионным мотоциклом завода.
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/11751353976_d7a6d1129b_c.jpg)
ИЖ-Юпитер 1962 года.
![](http://farm8.staticflickr.com/7302/11751002654_f2afbea33c_c.jpg)
ИЖ-М-11 1970 года. Выпускался мелкими партиями для спортивных организаций. Предназначался для многодневных гонок.
![](http://farm4.staticflickr.com/3822/11750835513_68b209c8b6_c.jpg)
ИЖ-Планета-3-01 1978 года. Мотоцикл демонстрирует поездку на рыбалку.
![](http://farm4.staticflickr.com/3741/11750593815_161b9f6095_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7391/11751004504_1c63eb34c8_c.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5509/11750593095_f808b4351f_c.jpg)
Мотоцикл охотника.
![](http://farm6.staticflickr.com/5512/11750839253_817f0684b1_c.jpg)
![](http://farm4.staticflickr.com/3724/11750592585_925e7ca6d0_c.jpg)
ИЖ-Планета-Спорт 1978 года. В модели этого мотоцикла применялись детали из капиталистических стран, в первую очередь Японии. Советская промышленность не могла выпустить запчастей для такого мотоцикла со спортивными характеристиками.
![](http://farm8.staticflickr.com/7328/11750591005_cffc1da6d6_c.jpg)
Интересный кадр: телекомментатор Васильев берёт интервью у только что финишировавшего, измотанного гонкой спортсмена Александра Грайфа.
![](http://farm4.staticflickr.com/3780/11750591705_9ce91a1cba_c.jpg)
ИЖ-Юпитер-4 1980 года. Чтобы удовлетворить спрос потребителей и выпускать большее количество мотоциклов, стали использовать специальный корпус.
![](http://farm6.staticflickr.com/5489/11750583545_4d40bdc79f_c.jpg)
ИЖ-Планета-5 1988 года. Классика позднего советского мотоциклостроения.
![](http://farm4.staticflickr.com/3771/11751007404_9a4fb2e0e1_c.jpg)
ИЖ-6.216 1988 года. Спортивный мотоцикл, выпускавшийся мелкими партиями для спортивных клубов.
![](http://farm6.staticflickr.com/5534/11751349426_84fb973533_c.jpg)
ИЖ-Планета-5-01 1995 года. Первый отечественный мотоцикл с дисковым тормозом переднего колеса и с гидравлическим приводом. Использовались запатентованные разработки, которые были предназначены для перспективной серии ИЖ-Орион.
![](http://farm4.staticflickr.com/3727/11751001494_61dc3c1d83_c.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5505/11751349026_b080223d1e_c.jpg)
![](http://farm3.staticflickr.com/2811/11750836373_deb4e8d225_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7331/11750999924_de920bcb53_c.jpg)
Разработка мотоцикла. На мотоциклах ИЖ был совершён трансконтинентальный мотопробег Европа-Азия-Африка.
![](http://farm3.staticflickr.com/2852/11750587045_b25ffc5908_c.jpg)
![](http://farm6.staticflickr.com/5515/11750833803_31d1fec44e_c.jpg)
![](http://farm3.staticflickr.com/2829/11750833153_3e870927ec_c.jpg)
80-е годы стали временем рождения в СССР рокеров - людей, для которых мотоцикл не просто средство передвижения или стиль жизни, а предмет поклонения, элемент культа.
![](http://farm4.staticflickr.com/3762/11751348036_58ca7087a5_c.jpg)
Этот мотоцикл ИЖ-Планета-Спорт 1983 года выпуска специально был переделан хозяином в рокерский стиль, чтобы он мог олицетворять альбом группы "Алиса" "Блок Ада".
![](http://farm3.staticflickr.com/2849/11750587975_2ea1872a22_c.jpg)
В 90-е годы в нашей стране рокеры постепенно стали отдавать пальму первенства в любви к двухколёсным друзьям байкерам. Это байкерский мотоцикл ИЖ-6.113-020-05 Юнкер 2003 года. Производился мотоциклетным заводом специально для удовлетворения нужд байкеров и сделан в классическом американском виде "Чоппер".
![](http://farm3.staticflickr.com/2817/11750998554_00b7433a4b_c.jpg)
Группа крови на рукаве байкера должна была способствовать быстрому оказанию медпомощи мотоциклисту в случае аварии.
![](http://farm6.staticflickr.com/5516/11750831953_4b57ab0228_c.jpg)
Появление рокеров и байкеров способствовало появлению мотогруппировок, которые своей ездой, как минимум, нарушали ПДД. Последствия не заставили себя долго ждать: на фото статья 1989 года об ответственности за "групповое движение на мотоциклах".
![](http://farm6.staticflickr.com/5496/11750830333_370f96082d_c.jpg)
Экспериментальные разработки мотоциклов.
![](http://farm4.staticflickr.com/3676/11750995964_968b9276d5_c.jpg)
Последняя разработка 2007 года, когда мотоцикл ИЖ должен был оснащаться китайским двигателем.
![](http://farm6.staticflickr.com/5545/11751344886_638c7be4bb_c.jpg)
Мина замедленного действия под завод была заложена ещё в советские времена. Тогда позиция была следующей: зачем выпускать и придумывать что-то новое, когда та продукция, что имеется, и так пользуется высоким спросом?
В итоге, когда появилась рыночная экономика, завод оказался с устаревшей на мировой арене продукцией. Завод пытался выжить, продолжал придумывать и выпускать что-то новое, но до тех партий, что были при СССР, ему было далеко.
К тому же экономическая почва уходила из-под ног: имеющие деньги поклонники мотоциклов покупали современные зарубежные модели, а те, кто хотел сэкономить, покупали китайскую продукцию.
Раньше значительная часть покупателей мотоциклов обитала в селе. Теперь же село перестало быть основным потребителем мотоциклов. Мотоцикл постепенно из средства передвижения превращался в игрушку. А развивающийся рынок скутеров привлёк к себе подростков и многих других, желающих покататься на двухколёсных машинах. В итоге, завод влезал в долги, чтобы хоть как-то продолжать работать.
Но кризис 2008 года положил этому конец - предприятие было объявлено банкротом, всё оборудование для производства мотоциклов распродано, в том числе, и как лом, производство свёрнуто. Мотоциклы ИЖ перестали существовать.
![](http://farm4.staticflickr.com/3815/11751342016_fc2d49038e_c.jpg)
И сейчас лишь потуги энтузиастов, периодически устраивающих мотопробеги в память марки мотоциклов ИЖ, напоминают о некогда былом существовании этих мотоциклов.
![](http://farm4.staticflickr.com/3712/11751357786_50faf0a620_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7399/11750994474_b97a6fdeba_c.jpg)
Наша Эстафета с Volkswagen продолжается! Следите за обновлениями.
![](http://farm6.staticflickr.com/5546/11191641213_a6f7da3a8b_c.jpg)
Всё самое интересное о движении Олимпийского огня и конкурсы с памятными призами на сайте contest.2014.vw.ru.