На самом деле я немного лукавлю, помещая данную запись под заголовком «Надписи с историей», поскольку надписей найти так и мне удалось. Но именно автограф одного из известных столбовских «избачей» послужил основой для данного поста.
Дело в том, что после подготовки
материала про стоянку П.П. Устюгова на Такмаке мне пришла в голову мысль написать и про двух других держателей стоянок в долине реки Моховой - Евгении Иванове и Василии Львове. Оба этих человека были хорошими знакомыми Павла Петровича, более того Евгений Петрович был братом невестки Устюгова. Стоянка Львова располагалась в развалах Китайской стенки, Иванова - у подножья Малого Беркута.
О трех этих стоянках, расположенных в живописной долине р. Моховой, пишет Александр Леопольдович Яворский в своей поэме «Столбы» (1943-1946 гг.).
«…В такое утро поневоле
В желаньях чувству не смолчать.
Весь мир обнять до слез, до боли -
Такая всюду благодать.
И как ответ на чувство это
Там за вторым за Такмаком
Пошел дымок, едва заметный
И к небу потянул столбом.
Наверно Устюгов поднялся утро славить
Спокойный обожатель Такмака.
И я пытался сопоставить
Ему живущего в каменьях шадака.
А вон Глаголь, и тоже дым в подножье,
Еще один какой-то троглодит
Поднявшись с неумытой рожей
Уже кострячит и кадит.
Замерз наверно, все ж каменья!
И греется, сжигая сор,
И я, набравшись впечатлений
Разжег под таганом костер…»
В архивных материалах Яворского, на фотографии 1955 года я и увидел надпись: «Евгений Иванов» на стене Малого Беркута. Именно по ней я и надеялся опознать стоянку.
А.Л. Яворский на стоянке «Глаголь», 1955 г.
Прежнее название скалы Малый Беркут - Глаголь (название буквы «г» в старославянской азбуке). Мнения о происхождении этого названия расходятся. Согласно статье Л.З. Подберезкиной «Почему Могол становится Монголом (о языке столбистов)», существует по меньшей мере четыре толкования этого наименования. По мнению некоторых столбистов, название скалы произошло от белой удлиненной буквы «Г», расположенной на стене в западной части скалы. А.Л. Яворский считал, что имя «Глаголь» было дано компанией Д. И. Каратанова по названию находящегося там лога - «Глаголевого ложка». И.А. Сериков в книге «Красноярск и его окрестности» связывает название скалы с находившейся здесь раньше заимкой крестьянина Глаголева (Сериков мотивировал это объяснение якобы рассказом Яворского, однако сам Александр Леопольдович считал это ошибкой и полностью отвергал). Ну и наконец самая распространенная версия - это сходство вершины скалы с огромной буквой «Г»).
Скала Малый Беркут, современный вид
Первые массовые посещения Глаголя связаны с компанией Д.И. Каратанова и датируются 1910-1911 гг. До этого традиционные маршруты на Столбы (по Каштаковскому и Лалетинскому логам, районы скал Кызямы и Ковриги) миновали небольшую скалку, затерянную в лесу. Л.Т. Петренко в книге «Красноярская мадонна» сообщает, что название Малый Беркут появилось в начале 30-х годов прошлого века, когда после вырубки окрестного леса с площадки к юго-западу от скалы удалось увидеть профиль сидящей птицы. Сейчас это классическая видовка на Малый Беркут горячо любимая фотографами.
Глаголь, рисунок А.Л. Яворского, июль 1932 г.
Стоянка «Глаголь» была основана Евгением Ивановым в 1930 году. Она располагалась под восточной стеной Малого Беркута. С юга стоянку ограничивала деревянная ветрозащитная стенка, также имелись нары, скамья и стол. Кроме того, с севера была приставлена деревянная лесенка на, так называемый, «балкончик» с живописным видом на долину реки Моховой.
Схема стоянки и фотопортрет ее основателя присутствуют в мемуарах Яворского.
План стоянки «Глаголь» из мемуаров А.Л. Яворского
Е.П. Иванов на стоянке «Глаголь», дата съемки неизвестна
Лестница заметна на более поздней фотографии:
А.Л. Яворский на стоянке «Глаголь», сентябрь 1956 г.
На момент написания Яворским материалов про «Глаголь» (1958 г.), стоянка была переоборудована некими супругами Кукушкиными.
В это время Иванов «Глаголь» уже не посещал. После ликвидации столбовских избушек в 1938 году Евгений Петрович перебрался в район Хитрого ключа на Торгашинском хребте и обустроил стоянку в одном из безымянных гротов.
Современный вид стоянки «Глаголь», конец февраля 2020 г.
Не сохранилась и лесенка, ведущая на «балкончик».
Сказать о том существует ли стоянка в настоящее время ничего не могу. На момент подготовки этого поста подножье Малого Беркута было покрыто полуметровым слоем снега. Но по забитым в скалу шлямбурам могу сделать вывод о том, что юго-восточная часть Беркута и в настоящее время не обделена вниманием столбистов.
А чтобы не нарушать традицию с надписями в заключение покажу прилежащую скалку Орлик. Собственно говоря, надпись в нише в юго-западной части скалы аналогична её названию.
Надпись «Орлик» в нише одноименной скалы
К сожалению, выяснить происхождение надписи не удалось. Что это было прежде? Название компании или стоянки? Буду рад любой информации.
Использованные материалы:
Поэма «Столбы», фото и текстовые материалы о стоянке «Глаголь» из рукописных фондов А.Л. Яворского. Источник:
http://www.stolby.ru/Mat/Yavorsky/GAKK/006/074-085/001.asp Подберезкина Л.З. Почему Могол становится Монголом (о языке столбистов) // Красноярский краевед. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1991. - С. 266-280.
Сериков И.А. Красноярск и его окрестности // Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1956. - 84 c.
Петренко Л.Т. Красноярская мадонна // Красноярск: «Тренд», 2012. - 464 с.