В начале этого года я обещал написать серию постов о надписях на Красноярских Столбах, появившихся в конце XIX - начале XX вв. Закончив первую часть я, честно говоря, расслабился и отложил это дело в долгий ящик, но активная деятельность участников сообщества «Столбовский антивандал» летом этого года может поставить меня в ситуацию, что писать будет вообще не о чем. При всем моем уважении к работе активистов этого движения, я считаю, что тотальное уничтожение некоторых надписей (в числе которых уже есть надписи-названия на стоянках некоторых столбистских компаний, автографы “первопоселенцев” и “первопроходцев” некоторых скал заповедника и даже метки для хайкинга) ни есть хорошо. Все-таки Столбы - это не только памятник природы, но и, в какой-то степени, культурный феномен. Некоторые факты из истории освоения Столбов было бы здорово сохранить, а надписи на скалах - один из немногих артефактов, которые могут донести эти вехи истории до потомков. Кроме того, активное механическое воздействие, а также использование агрессивных химических реагентов негативно сказывается на сообществе лишайников, что меня как биолога очень расстраивает.
Но вернусь к первоначальной задумке этого поста. Продолжаем осваивать историю надписей на Центральных Столбах. Сегодня снова пять историй и один бонус.
1. «Все-таки свобода», Третий Столб.
Крик души, выведенный синей краской южнее «козырька» имеет, как оказалось, две версии происхождения. Согласно воспоминаниям Яворского, надпись появилась в 1907 г. в ответ на неудавшиеся попытки стереть надпись «Свобода» на Втором Столбе (см. первую часть поста). Кстати, попытка 1906 г. всё же в какой-то степени была успешной - удалось стереть основание буквы «А» и закрасить букву «С». Согласно книге Л.Т. Петренко «Красноярская мадонна» надпись появилась летом 1912 года, однако в этой же книге, в разделе «Хронология столбизма» указан уже другой год - 1917. Непорядок. За неимением противоречий я больше склонен доверять Яворскому, как современнику этих событий. К сожалению, ни в одном источнике автор надписи не указан.
2. «К. Поляшов, 5 мая 1910», Четвертый Столб.
Юго-восточная стена Четвертого Столба сохранила автограф красноярского художника Константина Поляшова. Константин обучался в красноярской рисовальной школе у Дмитрия Ивановича Каратанова, завсегдатая Столбов, известного красноярского художника. В двадцатые годы Поляшов перебрался в Томск и вошел в состав художественной группы «Новая Сибирь». На этом имеющаяся в сети информация о художественном наследии Константина заканчивается. Его работ мне тоже найти не удалось. На Столбах Поляшов известен, в связи с другим событием. В 1909 году Константин вместе со своим товарищем Андреем Никулиным и ещё одним безымянным художником сбросили верхний камень («Кожуру») с отдельности Картошка на Четвертом Столбе, тем самым совершив первый задокументированный акт вандализма на Столбах. Столбовская общественность негодовала и была готова проучить вандалов, но благодаря авторитету Каратанова все обошлось без рукоприкладства. Историю про Картошку в стихотворной форме можно найти в поэме А.Л. Яворского «Столбы».
На северном конце площадки
Два камня - крайний покрупней
Трехъярусный, округлый, гладкий,
Напоминающий картошку, а на ней
Когда-то кожура лежала,
Как недочищенный отброс,
Она трем хулиганам помешала,
Они ее свалили под откос.
Фотографии начала XX века. Здесь "кожура" на месте
А тут уже нет
Примечательно, что автограф Поляшова находится как раз под Картошкой. Ещё один автограф Константина от 4 мая 1908 года есть на Третьем Столбе. Недалеко оставил свой след и его соратник - Андрей Никулин.
Автограф К. Поляшова на Третьем столбе
Автограф А. Никулина там же
И, раз уж речь зашла о вандализме, не могу не продемонстрировать еще один пример. На этот раз вандализма современного…
3. «Коммунар», Прадед
Коммунар и Покемон
Надпись крупным планом
Ярко-красная надпись под вершиной скалы Прадед, некогда уступавшая по размеру лишь «Свободе», долгое время была излюбленным местом фотосессий молодежи юной Советской республики. Сейчас эта надпись едва читаема и закрыта свежей надписью «Pokémon». Приоритеты за сто лет изменились так сказать.
Надпись "Коммунар" на фото середины XX века
Возвращаясь к «Коммунару» могу сказать, что надпись появилась, очевидно, в 1921-1922 годах и выполнена компанией Павианы. В 1918 году под карнизом скалы ими были обустроены висячие нары, а в 1922 году построена изба Коммунарка, названная, судя по всему, как раз по этой самой надписи.
4. «Коммунист-й союзъ молодежи...», Третий Столб
Современный вид надписи
Историю об этой надписи начну издалека. Выше и севернее козырька Третьего Столба имеется примечательная площадка, напоминающая зал заседаний. Есть тут и каменная кафедра и зрительный зал. Недаром в 1906 году это место стало называться Государственным советом. В первое десятилетие XX века здесь устраивались комические выступления. Объектами шуток были царедворцы, министры, местные власти. Бывали здесь и песни и цирковые выступления. После гибели избушки под третьим перфомансы прекратились, но Гос. совет продолжал существовать как стоянка. Поочередно на площадке останавливались многие столбистские компании. На мой взгляд, Гос. совет самое богатое на автографы место на Столбах (к слову, Константин Поляшов в 1908 году отметился именно здесь).
Фото середины XX века, по материалам Яворского
Надпись «Коммунистический союз молодежи» с пятилучевой звездой и серпом/молотом в центре появилась, по мнению Яворского, в 1919 либо 1922 годах. Раньше между лучами звезды были написаны буквы В.Л.К.С.М., но сейчас они едва читаются. С этого момента площадка сменила свое название с Государственного совета на Комсомольскую. И называется так по сей день.
«В.М. Львов, 24 г.», Манская баба
Василий Михайлович Львов - участник компании Печатников известный, прежде всего, тем, что в 1925 году вместе с братом Иннокентием основал стоянку под Китайской стенкой. Стоянка получила название «Стоянка печатников» или «Китайская стенка». Согласно материалам Яворского, основной период существования стоянки 1926-1928 гг. В 1930 году обитатели стоянки решили обосноваться поосновательнее и приступили к нивелировке новой площадки. Предполагалось на этой площадке соорудить избушку. Площадка была сделана, а избушка так и не появилась. В 1935 году Василий Михайлович сделал последнюю попытку вновь обосноваться у Стенки, на этот раз на южной стороне под верхней части стенки, где им и был сооружен временный заслон у камня. Но стоянка просуществовала недолго. В 1937 году Львов был репрессирован, и стоянка окончила свое существование. Выписка из дела Василия Михайловича Львова имеется базе данных «Открытый лист» (
https://ru.openlist.wiki/Львов_Василий_ Михайлович_(1885)). На момент ареста Василий Михайлович занимал должность заведующего типографией «Красмашвагонстроя». Ему было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционной организации, шпионаже, террористической деятельности. Приговорен к высшей мере наказания в феврале 1938 г. Реабилитирован в августе 1960.
Еще один автограф В. Львова можно найти на Каштаковской тропе
И, раз уж речь зашла о стоянке «Китайская стенка» и репрессиях 30-х годов, упомяну еще двух посетителей этой стоянки - это красноярские художники Иван Иванович Ляхов и Венедикт Леонтьевич Петраков В 20-е годы прошлого столетия они нередко проводили здесь время, делая зарисовки. К несчастью они тоже попали под волну репрессий. Ляхов был арестован в 1937 г., Петраков - в 1941 г. И самое парадоксальное, что самая исчерпывающая информация о творческом пути И.И. Ляхова и В.Л. Петракова имеется именно в примечании к файлам Открытого списка. В 1924 году они, совместно с известным нам уже К.Н. Поляшевым, организовали первую художественную выставку в Красноярске. В январе 1926 вошли в правление Красноярских художников. Первого января 1927 года приняли участие в Всесибирском съезде художников в Новосибирске. Подробнее о творческом пути этих художников можно прочитать также на сайте Мемориал (
http://www.memorial.krsk.ru/Public/00/20031021.htm и
http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/19910706.htm).
И.И. Ляхов
Перья на рисунке И.И. Ляхова
В.Л. Петраков (справа)
Рисунок В.Л. Петракова
Теперь о приметных надписях, о которых я не нашел никакой информации, благо их на Центральных Столбах великое множество.
Надпись «Клуб 4-хъ». Послужила названием крупному камню в северной части Третьего Столба, но при этом об авторах надписи ничего не известно.
Камень "Клуб четырех"
Использованы материалы из книг Ж.П. Трошева «От Саян до океана», Л.Т. Петренко «Красноярская мадонна», И.Ф. Беляка «Край причудливых скал», а также неопубликованные материалы А.Л. Яворского (см. stolby.ru).