Российская Федерация с упорством, заслуживающим лучшего применения, продолжает отстаивать в Совете Безопасности ООН интересы своего мнимого друга Башара Асада. Практическими соображениями это оправдать совершенно невозможно.
Поддержку Москвой своего давнего союзника еще можно было понять, когда повстанческое движение в Сирии только начиналось, охватывало лишь отдельные города и казалось, что если не допустить вмешательства международного сообщества, то Асаду удастся выиграть войну у собственного народа и преспокойно править еще лет двадцать. Но сегодня, когда сирийский президент теряет соратников, погибающих от бомб "смертников" или убегающих в более спокойные страны, когда он ведет тяжелые бои уже на улицах собственной столицы, - почему его нужно поддерживать? Не спасать - спасти его просто нельзя, а именно поддерживать, вопреки здравому смыслу и обыкновенному человеческому состраданию.
Каждый следующий день пребывания Асада у власти - это сотни смертей, и не нужно думать, что ответственность за эти смерти лежит только на сирийском режиме. Нет, две страны, продлевающие эту агонию, - путинская Россия и коммунистический Китай - несут практически такую же ответственность за продолжающийся кошмар. Но с Китаем по крайней мере все ясно: его вожди и с собственным населением в случае бунта готовы расправиться с жестокостью, не уступающей асадовской. И Китай будет готов - когда сирийский режим наконец падет и тело диктатора, если он не успеет убежать, проволокут по дамасским улицам - забросать нуждающуюся в помощи страну инвестициями и кредитами. А вот Россия? Что она будет делать после краха Асада? Пытаться всучить свое оружие новым властям или просто уходить с Ближнего Востока подобру-поздорову - или, вернее, уплывать, потому что кто же оставит в стране военно-морскую базу государства, с таким упорством поддерживавшего братоубийство?
Российским руководителям - и Владимиру Путину прежде всего - нравилось рассказывать своим согражданам сказки про то, что если бы не подлая западная военщина, ненавистная всему свету, Муамар Каддафи сейчас отдыхал бы в объятиях телохранительниц, а в Ливии была бы тишь да гладь да божья благодать - и воронка на месте Бенгази. Авторитарным правителям свойственно так себя успокаивать - всюду заговоры, агенты, людишки ничего не значат, их единственная жизненная функция - быть лохами. Но вот не пустили Москва с Пекином мерзкую западную военщину в Сирию - и что? Как это бунтовщики добрались до Дамаска? Как это они захватывают один город за другим? Конечно, и это можно объяснить - поддержкой арабских стран, ненавистью, которую испытывают к Асаду монархии Персидского залива. Но и у сирийского президента, как видим, сторонников немало. Иран, Россия, Китай - и ничего? Может быть, люди тоже иногда что-то значат?
Башар Асад в это никогда не поверит - как не верили Каддафи, Мубарак, бен Али, Салех и прочие могущественные правители Ближнего Востока, в одночасье превратившиеся в пустоту. И это неверие сирийского президента уже оборачивается страданиями его народа, настоящей гражданской войной, смертью по расписанию. Но это сирийская беда. А российская - в том, что Владимир Путин тоже никогда не поверит в право и способность обычных людей определять свое будущее. Именно поэтому он и его дипломатия с таким упорством защищают Асада - так, как защищали бы себя, если бы столкнулись с разгневанным и ожесточившимся народом.
Виталий Портников
источник