Гребные валы Орла (К-266) первоначально изготавливались из более коротких полых валов, соединенных между собой муфтами c болтовым соединением.
Внутренняя часть валов была заполнена мелким кварцевым песком - причина создания полого вала заключалась в том, что его было проще изготовить, он легче и дешевле, чем литой вал. Полые валы, заполненные мелким песком, также помогают снизить вибрацию и шум. Увы, в Орле этого не произошло. Одним из условий для того, чтобы полые валы функционировали должным образом, было использование легких гребных винтов, но технология изготовления таких гребных винтов не была доступна вскоре после распада Советского Союза в конце 1991 года, поэтому в 1992 году «Орел» был спущен на воду с совершенно новым двигателем. легкие и полые валы, но со старыми и тяжелыми винтами.
Первоначальные звуковые и эксплуатационные испытания подтвердили, что двигательная установка работает так, как задумано и ожидалось, но первые проблемы появились почти сразу после того, как 30 декабря 1992 года «Орел» был введен в состав Северного флота ВМФ России. Оба вала под воздействием возросших нагрузок в точках опоры начали проявлять аномальные деформации и неизбежно начали тереться о туннели валов. С увеличением скорости шум валов также увеличивался до такой степени, что собственный сильный шум Орла полностью заглушил шум подводной среды, что сделало ее гидроакустический комплекс практически бесполезным на более высоких скоростях. Вскоре западные подводники прозвали «Орел» «Рычащей коровой», поскольку она регулярно грохотала оглоблями по всему Баренцеву морю.
Неисправные валы вынудили командование Северного флота ограничить деятельность Орла, и в 1995 и 1996 годах он совершил всего два патрулирования. Из-за характерного шума его регулярно выслеживали подводные лодки классов «Лос-Анджелес» и «Трафальгар», и дальнейшие патрулирования были отменены. Корабельные инженеры попытались решить проблему, но расчеты показали, что единственным решением будет замена обоих неисправных валов - дело в том, что производство валов на заводе "Баррикады" в Волгограде уже было остановлено, а запчастей в наличии не было. В 2001 году было решено спасти цельнометаллические гребные валы злополучной однотипной лодки "Курск" (К-141), затонувшей в результате аварии 12 августа 2000 года в Баренцевом море. Замена произошла в период ремонта 2003-2004 годов на ССЗ «СЕВМАШ».
Однако это лишь частично решило проблему шума, поскольку старые дребезжащие валы уже деформировали шахтные тоннели внутри корпуса до такой степени, что подводная лодка продолжала издавать сильный шум даже с «новыми» валами из Курска. Проблема шума еще больше обострилась в 2004 году, когда во время путешествия на «Орле» взорвался кормовой дифферентный бак, в результате чего был нанесен значительный ущерб 9-му (из 10) отсеку и и без того поврежденным шахтным тоннелям. После всех этих проблем Минобороны России, наконец, решило провести в 2013 году модернизацию, которая продлится 2014-2016 годы, включая дозаправку реакторов, модернизацию электроники и вооружения, а также ремонт поврежденных шахтных тоннелей и замену Курских валов новыми.
«Орел» вернулся на Северный флот в конце 2016 года и продолжает нести действительную военную службу на базе подводных лодок «Западная Лица» (г. Заозерск) Мурманской обл., в составе 11-й дивизии подводных лодок.
[
1]