Японская помощь

Sep 16, 2023 23:42

Создание атомной подводной лодки с баллистической ракетой (ПЛАРБ) было конечной целью Китая, однако перспектива разработки чрезвычайно сложной подводной платформы одновременно с принципиально новым баллистическим ракетным комплексом вызывала опасения. Принятое компромиссное решение предусматривало самостоятельное выполнение ракетной программы, в то время как судостроители сосредоточились на создании противолодочной торпедной атомной подводной лодки. Когда ракетный комплекс будет признан готовым, можно будет приступить к созданию ракетной подводной лодки, с общим оборудованием, разработанным для торпедной подводной лодки.

По мере уточнения тактико-технических требований к новой подводной лодке росло понимание того, насколько сложным является этот проект. Например, желаемый диаметр прочного корпуса в 9 метров был почти в два раза больше, чем у дизельной лодки, китайской копии советского пр. 633, и при этом корпус должен был выдерживать ту же максимальную рабочую глубину в 300 метров. Система торпедной стрельбы должна была обеспечивать стрельбу торпедами на максимальной глубине - гораздо глубже, чем 80-метровый предел дизельного проекта. Кроме того, необходимо было с нуля разработать многочисленные вспомогательные системы, обеспечивающие длительное плавание. Но наибольшую сложность представляла разработка силовой установки, особенно реактора.

Поскольку в Советском Союзе и на Западе информация о подводных атомных энергетических установках являлась строго охраняемым секретом, китайским инженерам приходилось довольствоваться данными из открытых источников. Это ограничивало их информацией о проектах гражданских атомоходов, таких как «Отто Ган» (ФРГ), «Саванна» (США), советский ледокол «Ленин» и, возможно, «Муцу» (Япония). После долгих споров конструкторы остановили свой выбор на водо-водяном реакторе корпусного типа с петлевой компоновкой, аналогичном тем, что стоят на «Саванне», «Ленине» и «Муцу».




Общий вид и компоновка реакторной установки "Муцу"

Льюис и Сюэ предполагают, что решение о выборе типа реактора было обусловлено относительным политическим положением двух институтов, участвовавших в проекте; однако решение о выборе петлевой компоновки реактора, скорее всего, было основано на прагматизме, а не на политике. Реакторная установка для судна «Отто Ган» представляла собой блочную паропроизводящую установку, в которой пар вырабатывался из трубных пучков в кассетах, расположенных внутри корпуса реактора. Это была гораздо более сложная реакторная установка, чем петлевая конструкция, в которой используются внешние парогенераторы. Кроме того, реакторы петлевого типа были приняты на вооружение в США, Японии и СССР, что сильно повлияло на принятие решения. Сложность интегрированного реактора, несмотря на его теоретическое превосходство, сопряжена с гораздо большим риском аварий, и решение пойти по более простому пути было вполне разумным.

После того как в июле 1965 г. был официально утвержден тип реактора, Китай приступил к одновременному проектированию и строительству наземного прототипа и первой подводной лодки типа 091.

Вопреки многочисленным упоминаниям в открытых источниках, реактор для подводной лодки Тип 091 не был копией реактора ОК-150 на ледоколе класса "Ленин" с номинальной тепловой мощностью 90 МВт. ОК-150 был физически слишком велик, чтобы поместиться в корпусе диаметром 9 м. В Китае был принят реактор петлевого типа, примером которого является ОК-150. Наиболее близкой к китайской реакторной установке типа 091 является конструкция петлевой реакторной установки на японском грузовом судне «Муцу». Льюис и Сюэ дают более разумную оценку мощности реактора ПЛА тип 091 - 48 МВт (тепловой).




Погрузка реакторной установки на "Муцу"

Это был просчитанный риск, но он был необходим для того, чтобы восстановить время, потерянное в связи с отсрочкой программы. Работы по проектированию лодки велись очень быстро: технический проект был завершен в 1967 году, а все рабочие строительные чертежи - в начале 1969 года. Строительство головной лодки началось в ноябре 1968 г., а в декабре 1970 г. субмарина была спущена на воду. После многолетних ходовых испытаний первая атомная подводная лодка Китая была введена в строй 1 августа 1974 года. Вторая ПЛА была введена в строй примерно шесть лет спустя, 30 декабря 1980 г., став жертвой политических потрясений, связанных с «культурной революцией».

Первые две подводные лодки типа 091 широко преподносились как триумф начинающей китайской программы создания атомных подводных лодок. И действительно, их производство было достойным внимания достижением, однако обе субмарины страдали от серьезных механических проблем. Значительные проблемы с коррозией якобы привели к утечкам из парогенераторов, клапанов трубопроводов главного теплоносителя и насосов реакторного теплоносителя, что каким-то образом позволило радиоактивному первичному теплоносителю попасть в теоретически герметичные вторичные дренажи в инженерных помещениях. Также утверждалось, что высокий уровень радиации негативно сказывался на состоянии экипажей. Кроме того, имелись проблемы с некачественными компонентами главной двигательной установки, включая дефектные насосы, конденсаторы и редуктор. Одним словом, вся главная двигательная установка имела существенные проблемы с надежностью.

В попытке исправить эти недостатки руководители проекта ввели усиленный контроль качества, а вторая партия АПЛ типа 091 была удлинена на восемь метров. Увеличение длины позволило создать дополнительные помещения для обитаемости экипажа, расширить пространство для технического обслуживания и повысить уровень ядерной безопасности.В ходе разработки ПЛА с баллистическими ракетами типа 092 было установлено, что первоначальная реакторная установка может выдержать увеличение мощности на 20% до 58 МВт (тепловая), а также увеличение мощности главных двигателей. Этот реактор был установлен и на трех последних подводных лодках типа 091. Однако надежность силовой установки все еще вызывала опасения, и первое глубоководное погружение на 300 м было совершено корпусом 404 (четвертым в классе) "Хань" в апреле 1988 года, через четырнадцать лет после ввода в строй первого заказа.

Кристофер Карлсон, Говард Ванг, Краткая техническая история атомных подводных лодок НОАК, 2023 г.

реакторные установки, ВТС, подводные лодки, ВМС НОАК

Previous post Next post
Up