Советское военно-морское планирование
В конце Второй мировой войны США получили самый мощный в мире флот и самое разрушительное в мире оружие. Неудивительно, что Советский Союз воспринял как серьезную угрозу, сочетание двух видов оружия, и приступил к разработке собственных сил для ее нейтрализации. Военно-морские силы прошли через ряд тупиковых направлений из-за давно укоренившихся традиций страны сухопутных войск, но приняли форму сбалансированных надводных, подводных и воздушных сил, оснащенных различными крылатыми ракетами, специально разработанными для нанесения ударов по американским авианосным оперативным группам.
Для реализации крупных усилий по строительству флота такого масштаба требуется время, и только в 60-е годы корабли, самолеты и оружие советского флота были сформированы как скоординированная система борьбы с авианосцами. К тому времени угроза уже изменилась Межконтинентальная баллистическая ракета появилась и спустилась под воду. Там, где раньше высокомобильные авианосные силы представляли собой главную проблему для советских военно-морских планировщиков, их новой целью стала нейтрализация атомных подводных лодок, несущих ракеты.
Как и ВМС США, русские рассматривают подводную лодку как основное средство для проведения операций против других подводных лодок. Из этого следует, что СССР не только должны очень сильно постараться разработать улучшенные методы подводного наблюдения, чтобы обнаружить американские подводные лодки и выследить их, но и должны очень сильно постараться, чтобы не дать нам действовать подобным образом против их подводных лодок.
Есть серьезные признаки того, что советский флот строится с учетом этих целей. Их ранние проекты надводных кораблей были способны развивать очень высокую скорость и оснащены значительной огневой мощью, но они имели относительно небольшую дальность плавания и лишь ограниченную возможность перезарядки. Такие корабли могли совершать разрушительные предварительные атаки на авианосные группы, приближающиеся к побережью для нанесения удара, но были относительно неэффективны для любой степени господства в океане.
Более поздние проекты, сохраняя мощную огневую мощь, начинают делать акцент на дальность и автономность. Концепция расширенной береговой обороны уступает место концепции мирового флота не столько с идеей проецирования силы на берег, которая долгое время была движущей силой военно-морского развития США, сколько с идеей обеспечения противокорабельной поддержки своих подводных лодок. В этом контексте ТАКР "Киев" с его тяжелым противокорабельным вооружением в сочетании с истребителями СВВП достоин рассмотрения. Этот корабль не указывает, на намерение советского флота участвовать в войне авианосной группы против авианосной группы в стиле Второй мировой войны. Эту нишу займут противокорабельные ракеты большой дальности. Скорее всего, корабли типа "Киев" предназначены для того, чтобы лишить воздушные силы противолодочной борьбы недосягаемости, которым они пользовались, когда находились вне зоны действия береговых истребителей. Як-36 может быть не слишком сложной целью для палубных истребителей Ф-14, но он может доставить неприятности противолодочным самолётам базовой патрульной авиации П-3 "Орион".
Несмотря на то, что советский флот сейчас имеет только два вертолетоносца "Москва" и "Ленинград", а также новый "Киев", морская ракетоносная авиация играет важную роль. Такие самолеты, как Ту-16 с тактической дальностью 1500-2000 миль и Ту-22М с еще большей дальностью, несут противокорабельные ракеты дальностью 100-150 миль. Кроме того, эти самолеты могут быть дозаправлены в полете для дальнейшего увеличения дальности полета. Ту-142 и специально модифицированные Ту-16 используются в качестве самолетов дальней морской разведки дополняя спутники, используемые с этой целью в настоящее время с ограниченными, но растущими возможностями.
Развитие советского флота, скорее всего, будет продолжаться по уже проложенному направлению. Наблюдение за океаном с помощью спутников будет продолжать совершенствоваться, как и уже эффективная система командного управления и связи. Датчики и оборудование ПЛО получат дальнейшее развитие, как и противокорабельные ракеты надводного, подземного и воздушного базирования, несущие как обычные, так и ядерные боеголовки. Неясно, будут ли русские по мере того, как они становятся более знакомыми с операциями на авианосцах, становиться более амбициозными в отношении размера, чтобы воспользоваться преимуществами дополнительной топливной емкости и более крупного авиационного комплекта. Даже в этом случае они, вероятно, будут совершенствовать свои усилия по направлению СВВП для создания сверхзвукового истребителя, более конкурентоспособного с американскими авианосцами.
Исследование генерального штаба США для комитета по вооруженным силам палаты представителей, девяносто шестой съезд конгресса, первая сессия, 1978 г.