Морские абрамсы советского флота

Jan 27, 2017 00:37




В Советском союзе большая программа по морским газотурбинным двигателям была развёрнута уже после войны. Благо этим до блокады ещё А.М. Люлька занимался (начиналось с веселой программы паротурбинного самолёта), потом из блокадного города на звездолёте самолёте наработки вывозили. После ВОВ на стенде была испытана созданная ГТУ-42, давшая большую пищу для дальнейшей работы. Замечу, что под данную (при этом в стране был атомный, ракетный и другие масштабные нанопроекты) тематику были привлечены коллективы, созданы различные мощности, включая электронную модель (это в 50-е годы!) для "полунатурного моделирования" узлов ГТУ. Действительно, оснащению ЛКЗ завидовал любой отраслевой ЦНИИ. Так и было, с 50-х до 90-х гг. XX в. А теперь даже ледокольные установки сами полностью делать не могут, и неизвестно когда сделают. Закончим лирическое отступления.

Первые судовые авиационные ГТД были вышли на демонстрацию в море в 50-х годах.




Американский "Джон Саржент" (знаменитые Либерти) с ГТД Генерал Электрик







Английский танкер "Аурис" с регенерацией на ГТД Томсон Хаустен
(см. google books Turbine Main Engines: The Commonwealth and International Library: Marine ... By John B. Main, F. R. Harris, C. W. Herbert)




Их отличали недостатки:
- ограниченные ресурс;
- трудности в приспособлении к работе на низких сортах топлива;
- малая ремонтопригодность в судовых условиях, -

и преимущества:
- малый вес
- малые габариты
- при этом большая мощность
- хорошая маневренность
- простота замены

Более перспективными в до 80-х считались регенеративные установки промышленного типа, специально созданные для судовых условий эксплуатации, отличающиеся:
- большим ресурсом
- приспособленностью к работе на тяжёлом топливе
- возможностью разборки и ремонта в судовых условиях




Такую 60-х блокированную ГТУ-20 (с регенератором и охладителем для пущей экономичности) 12 000 л.с. и создали для специально спроектированную с ВРШ "Парижскую коммуну" 22 000 т. водоизмещением.




Надёжности установки хватило до конца страны.

Установку отличал КНД, демпфирующий заброс частоты при нулевом развороте лопастей винта "стоп-винт", при килевой качке (привет авиаторам) и при реверсах (отказы на реверсах недопустимы!).

В 70-е годы в ряде стран оснащались крупнотоннажные судна такими установками.

Но история (благодаря прогрессу в технологиях) пошла по пути дальнейшей авиамоторизации флота. Прат Утни оморячили двухвальную с ТКВД и ТКНД турбину

І пішло поїхало!

ГТУ, история

Previous post Next post
Up