Руки не доходят

Jan 22, 2017 12:28

Но эту историю я всё же не так часто вспоминал, если не дойдут - будет обидно
















Схема не украинского ГТД-20




ещё одна иллюстрация принципиального устройства судового ГТД из старого учбеника

Приурочено к появлению нового материала

Вначале технический уровень газовых турбин был невысок. Поэтому целесообразность их использования на флоте вызывала сомнения у многих специалистов. В это же время там появились легкие авиационные дизели. Они тоже были малоресурсными и небольшой мощности. В НИИ ВМФ среди специалистов преобладали паротурбинисты и дизелисты. Очевидно поэтому С.Колосов не нашел там поддержки. Начальник института вице-адмирал Л.Коршунов откровенно говорил, что внедрение ГТД на флоте попахивает авантюрой. Небольшая группа во главе с капитаном 1 ранга (на тот период) Г.Богдановым-Катьковым разделяла точку зрения Колосова, но их было слишком мало.

О результатах государственных испытаний катера с ГТУ-1 Колосов докладывал Главнокомандующему ВМФ адмиралу Кузнецову. Внимательно выслушав и одобрив взятое направление, Н.Кузнецов предложил работать над более мощным всережимным ГТД для кораблей большего водоизмещения.

В то время наметились два пути развития газовых турбин. Первый - тяжелые турбины сложной схемы с регенерацией и с умеренной температурой газа перед турбиной. Второй - легкие турбины авиационного типа простой схемы с более высокой температурой газа и степенью сжатия.

Сергей Дмитриевич смело пошел по второму пути, ибо только он позволял в максимальной степени использовать основные преимущества установки - габариты и вес. А также обеспечить в перспективе повышение КПД цикла и дальнейшее совершенствование ГТУ за счет неизбежного прогресса в металловедении, технологии, аэродинамике и других областях. Жизнь подтвердила правильность избранного направления.

Энергетическая установка М-2 - это прямоточный двухкаскадный ГТД с высокой степенью сжатия, малым весом при большой мощности, с достаточно высокой температурой газа перед турбиной, обеспечивающей его устойчивую работу в широком диапазоне режимов с требуемой экономичностью. При утверждении ее технического проекта присутствовали известные советские конструкторы академики В.Климов, А.Микулин, В.Стечкин. Проект получил их высокую оценку, заложенные в нем показатели были сенсационными в мировой практике газотурбостроения. Поздравляя Колосова с успехом, В.Климов сказал: «Вот теперь-то я увижу седину в ваших волосах», имея в виду, надо полагать, предстоящие сложности изготовления и доводки двигателя.

Против был только инженер-капитан 1-го ранга в отставке, доктор технических наук, профессор Г.Зотиков, сторонник первого направления развития корабельных ГТУ. На совещании он заявил: «Без регенерации двигателя не будет».

Сопоставили удельный вес двигателей: у колосовского примерно 1 кг/л.с., у зотиковского - свыше 50 кг/л.с. «Зотиков гробил идею газовой турбины для кораблей. Созданная по его образцу турбина не дает преимуществ перед паровой. И до тех пор, пока не будет сделана хорошая турбина с малым удельным весом примерно 1 кг/л.с., он не почувствует этого». (Из записей Колосова.)

Приходится только удивляться тому изумительному чутью, интуиции, которые позволяли Сергею Дмитриевичу предугадывать то, что другим приходилось доказывать. Он действительно понимал, как нужно идти к конечной цели. И доказал это - колосовская газотурбинная энергетика качественно изменила надводный флот страны, а спроектированная по зотиковскому направлению ГТУ-20 для судна «Парижская коммуна» появилась значительно позже, изготовлена в единственном экземпляре и из-за неперспективности снята с производства.

http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/legko_na_more_poyuschim_fregatam.html








уроки забытой истории, пионеры техники

Previous post Next post
Up