Зашла речь в комментариях к
заметке
https://www.stripes.com/news/europe/nuclear-reactor-safe-on-submersible-damaged-by-fire-russia-says-1.588881 Про Курск при спасении рассказывали, что сильные течения затрудняют маневрирование и нахождение в месте стыковки. А присосаться и откачать воду не получается. После подъема заявили о повреждении площадки из-за взрыва.
Это по памяти. А пишут и такое:
14 августа в районе проведения спасательной операции начали ухудшаться погодные условия. Спасательные работы были прекращены. Руководству ВМФ стало ясно, что самостоятельно спасатели Северного флота не справятся с задачей спасения подводников «Курска». Об этом было доложено Президенту РФ. От Президента РФ руководителям ВМФ последовало указание принять необходимую помощь от иностранных государств. Двое суток ушло на согласование различных специальных вопросов, определение иностранных судов и водолазной техники, водолазов-глубоководников, которые оказывали помощь спасателям Северного флота.
Российские специалисты, которые обеспечивали работу норвежских водолазов на судне «Сивей Игл» рассказывают, что после того, как водолазы открыли нижнюю крышку спасательного люка, вокруг судна «Сивей Игл» вода в течение 4-5 минут кипела и бурлила от выходящего воздуха из 9-го отсека затонувшей подводной лодки. Затем еще около 3-х часов на поверхность моря поднимались пузыри воздуха с малой интенсивностью. Если бы 9-й отсек был полностью затоплен забортной водой, такого бы явления на поверхности моря не наблюдалось.
После подъема АПЛ «Курск» на поверхность, осмотр её спасательных устройств показал, что комингс-площадка не была повреждена. Верхняя крышка спасательного люка 9-го отсека также была в исправном состоянии. Из-за того, что наши подводные спасательные аппараты не могли откачать воду из переходной камеры, руководители Северного флота сделали вывод о том, что повреждена комингс-площадка. Откуда же взялось утверждение, что на затонувшей АПЛ повреждена верхняя крышка спасательного люка и люк затоплен водой? Оттуда же, откуда взяты «доказательства» столкновения АПЛ «Курск» с иностранной подводной лодкой. «С потолка» или «высосаны из пальца» руководителя спасательной операции. «Флотоводцы» утверждают, что их предположение о затоплении спасательного люка 9-го отсека подтвердили норвежские водолазы при осмотре корпуса АПЛ и во время открытия верхней крышки люка. Как норвежские водолазы подтвердили эти ничем не подкрепленные сведения? Перед открытием верхней крышки спасательного люка они открыли на ней клапан вентиляции и вылили рядом с ним подкрашенную жидкость. Это было сделано для того, чтобы определить, есть ли в спасательном люке воздух. Если бы там был воздух, он начал бы выходить через открытый клапан вентиляции, а подкрашенная жидкость втягивалась бы во внутрь люка. Не представляю, как водолаз мог увидеть такое явление. Сложное устройство верхней крышки спасательного люка вместе с клапаном вентиляции, подводное течение, ограниченная видимость объективно не давали водолазу возможности увидеть, втягивается или не втягивается подкрашенная жидкость во внутрь спасательного люка. Норвежский водолаз доложил на «Сивей Игл», что подкрашенная жидкость не втягивается через клапан вентиляции. Это означало, что спасательный люк затоплен водой. Когда же норвежцы попробовали открыть верхнюю крышку, она не поддалась. Руки водолаза ее не открыли, потребовалось привлечение «механической руки» подводного робота. Почему же водолазы руками не открыли верхнюю крышку спасательного люка 9-го отсека затонувшей АПЛ «Курск»?
https://books.google.ru/books?isbn=5040638760 С российской стороны была дана информация о крайне плохих погодных условиях, поврежденном спасательном люке и 60-ти градусном наклоне корпуса для объяснения неудачной операции в первые дни.
Получается к ВВП вопросов особых нет Сначала русские не хотели иностранной помощи, однако после нескольких неудачных попыток спасти экипаж российский президент Владимир Путин решил (в четверг 17 августа) принять иностранную помощь.
Гидравлическим приводом манипулятора робота норвеги люк не открыли
Ночью дайверам удалось открыть верхний спасательный люк, используя воздушный шар на 500 л, наполненный воздухом. Пространство внутри шахты спасательного люка было заполнено водой, и жертв внутри не обнаружено.
гидравлический манипулятор за работой Чистый 8-й отсек и пожар в 9-м
Видимость была хорошей в отсеке № VIII, и, насколько мы могли судить, видимых признаков какого-либо пожара не произошло, однако русский дайвер не очень сильно отошел от отверстия для доступа, но начал открываться. Дверь была заперта, но дайвер довольно легко пнул дверь ногой, открывая дверь, и стало очевидно, что пыль и пепел в Вода внутри № IX сделала видимость очень плохой... Спустившись по лестнице на следующий этаж, дайвер обнаружил первого пострадавшего, которого вытащили из подводной лодки с помощью веревки. Чуть позже он нашел еще двух, которые также были вывезены. Будучи сильно сожженным. Общее количество найденных тел было десять.Не у всех были признаки того, что они были сожжены.
From the Russian side, information on extremely bad weather conditions, the damaged rescue hatch and a 60 lean of the hull, were given to explain the unsuccessful operation during the first days.
At first the Russians did not want foreign assistance. However, after several unsuccessful attempts to rescue the crew, the Russian president Vladimir Putin decided (on Thursday August the 17th) to accept foreign assistance.
During the night, the divers managed to open the upper rescue hatch by employing a 500 l balloon filled with air. The space inside the rescue shaft was filled with water and no casualties were found inside.
The visibility was good in compartment no VIII and there were, as far as we could judge, no visible signs of any kind of fire having taken place. However, the Russian diver did not move very much from the access hole, but started to open the hatch to compartment no. IX which was located just one meter from the hole. The door was locked, but the diver kicked the door open with his foot quite easily. When starting to open the door it became evident that dust and ashes in the water inside no. IX made the visibility very poor... On going down the ladder to the next floor, the diver found the first casualty who was lifted out of the submarine by use of a rope. A little later, he found two more, which were also taken out. The casualties showed clear signs of having been badly burnt... The total number of recovered bodies was ten. Not all of them showed signs of having been burnt.
https://www.dsa.no/publication/straalevernrapport-2001-5-the-kursk-accident.pdf