Источник
http://vpk.name/news/33853_nuzhnyi_li_rossii_korabli_tipa_mistral.html Автор Олег
Бред, бред и еще раз бред, помноженный на тупость всей верхушки! Кто сказал, что мы не можем проектировать и строить? А 11711, который сейчас Невское ПКБ проектирует? Покупка абсолютно бесполезного корабля, не влезающего в состав ВМФ ни под каким соусом... без оружия самообороны, без кораблей охранения... Ну разве что круизы устраивать для руководства ВМФ, Генштаба МО и иже с ними... Деньги, выкинутые на ветер... Кто будет обслуживать корабль? Кто будет проводить межпоходовые, навигационные, доковые и другие виды ремонтов? И где? Во Франции? И в какую копеечку это все влетит? А комплектующие где брать? Ползать на коленях перед Саркази? "Николя... пришли нам винторулевую колонку, мы на Лазурный берег десант из нашей элиты не сможем высадить"... Чем дальше - тем грустнее жить становится. Я более 20 лет в военном кораблестроении, но ТАКОГО не ожидал... А где 1 ЦНИИ МО? Где экспертизы?
Основные толкачи маразма: Начальник ГШ Макаров и ГК ВМФ Высоцкий! Чем-то их привел в поросячий визг этот бесполезный для России корабль... И никто толком возразить им не может - все смотрят преданно в рот.
все почему-то забыли про строительство нашей базы ВМФ в Сирии...
Евгений, какая база в Сирии? На флотах полтора корабля действующих, на Кузнецова для выхода в море собирают народ со всего Северного флота... Что он там будет делать один в Сирии? Да и народ откуда на него наберут? Срочно обучат французской технике в наших полуразвалившихся военно-морских училищах?
Александру: Вы думаете на наших кораблях комплексная автоматизация хуже, чем на импортных? Да везде сейчас принцип один, отличие только во внешнем представлении данных... На последних проектах уже давно идет управление с АРМ с ЖК дисплеями, в т.ч. и энергетикой и общекорабельными системами... А про блочное строительство - у нас давно уже эти технологии используются, и ничего нового и революционного в них нет.
А нас была такая ситуация: позвонили нам однажды с ребята с Минобороны, и попросили СРОЧНО (до 14.00 следующего дня) оценить, во что станет нам "Адмирал Горшков", если индусы все-таки откажутся от завершения его постройки (ситуация была сложная, индусам дали понять, что денег, выделенных под переоборудование далеко недостаточно). Мол, наш ВМФ готов его забрать себе! Мы тогда покрутили пальцем у виска: нафига нам такой корабль нужен, если у него из вооружения только 4 салютные пушки (которые должны были устанавливаться уже в Индии) и две установки постановки пассивных помех... А сейчас, оценивая ситуацию с "Мистралем", я подумал, что вариант с "Горшковым" не так уж и плох (правильно говорят - все познается в сравнении): по крайней мере, в перспективе свое авиакрыло МИГ-29К, отработанная техника, частично новое импортное оборудование... "Мистраль" даже и рядом с "Горшковым" не лежал...
Александр, извините, но я не могу понять, что вы хотите сказать ссылкой на буклет Невского ПКБ? У наших проектантов (будь то Рубин, Малахит, НПКБ, Северное ПКБ и т.д.) уже давно внедрены современные системы проектирования. При проектировании "Викрамадитьи" НПКБ обязано представить индусам документацию, в том числе чертежи каждого помещения в шести проекциях и в трехмерной модели... Если вы имеете ввиду технологии постройки больших кораблей на судостроительных верфях, то такие проработки тоже существуют. По крайней мере я своими глазами видел и держал в руках программу перевооружения Севмаша под строительство перспективного авианосца для российского ВМФ, который планируется строить блочным способом в цехах верфи, а блоки стыковать на открытом стапеле. А у Севмаша уже есть такой опыт: та же ледостойкая нефтедобывающая платформа "Приразломная", которая строится сейчас на Севмаше, была построена и выведена из цехов именно крупными блоками, сварка которых производилась уже на плаву. Для постройки ТАКИХ кораблей нужно только ТЗ, утвержденное Ген.заказчиком, комплект РКД от проектанта и технологические возможности верфи... и еще реанимация нашей полуразвалившейся кооперации по поставке комплектующего оборудования. Ах, да, забыл - прежде всего нужно ЖЕЛАНИЕ наших Ген.заказчиков - т.е. МО РФ и Правительства, у которых пока кроме тумана в голове и предвкушения отмыть деньги ничего нет. Но! Закупив такой корабль у Франции, мы лишаем дальнейшего развития всю цепочку, которую я перечислил: НИИ - бюро проектант - верфь - кооперация. Конечно, подводный флот при этом не пострадает, но удар по проектантам и строителям надводных кораблей бедут жестоким. И еще небольшая ложка дегтя: кто-нибудь анализировал, подходит этот корабль к требованиям по живучести, предъявляемым к кораблям НАШЕГО ВМФ? Скорее всего нет, как по конструктивным возможностям, так и с точки зрения организации живучести корабля при его эксплуатации (я уж не говорю в условиях боевых повреждений).
А вы знаете, почему завалили модернизацию Горшкова? Я стоял у самых истоков, когда еще контракт подписан не был, присутствовал при передаче авианосца индусам 9 марта 2004 года, вел этот заказ до марта 2009, пока не уехал из Северодвинска, и до сих пор занимаюсь Горшковым... только уже в Питере. А завалили не НПКБ и Севмаш, которых ОБЯЗАЛИ сделать ремонт в сжатые сроки (хотя мы прекрасно на месте понимали, что сроки нереальные). Севмаш, кстати, сразу цену правильную назвал, опыт у завода есть и экономисты и технические специалисты там ОЧЕНЬ грамотные сидят (в отличие от многих других предприятий, я бывал на многих, поэтому ситуацию знаю...). Но "сверху" кому-то очень хотелось пробить этот контракт, и элементарно срезали цену с 2000 до 616 млн. зеленых. А после работы многочисленных комиссий, счетной палаты в 2007 году, к той же цифре и пришли, с которой начинали. Теперь ходят и кланяются в ноги индюкам, чтобы те добавили... Так что, не зная сути вопроса, не надо вот так огульно всех обвинять! Севмаш способен сделать не только такие, но и более сложные корабли... но при условии нормального финансирования и реальных сроков. Вы еще не знаете, что севмашевские корпусники, сборщики и наладчики ездят по другим судостроительным предприятиям? Там же не хватает своих квалифицированных рабочих!!! А на Дальний Восток, на 518 заказ (который идет Индусам), ездили и специалисты нашей "Арктики", и специалисты-операторы ОКС, ГЭУ и т.д., так как там просто некому было выходить в море, ни у кого нет опыта... особенно в плане ядерной и радиационной безопасности. Так что относительно "оправдываться пришлось руководству страны" - на нем, этот самом руководстве, вина и лежит, и оправдывались они ТОЛЬКО ЗА СВОИ ОШИБКИ и за ошибки Рособоронэкспорта, которые, кстати, неплохой кусок урвали от цены контракта!!! А уверенности у верхушки нет потому, что там сидят безграмотные люди, которые не понимают проблем и специфики кораблестроительной отрасли, и режут всех под одну гребенку!
Никакие французские "ноу-хау", или по-Задорнову "хау-ноу" нам не нужны - это АБСОЛЮТНО ТОЧНО! Ничем выдающимся они не блещут перед нашими технологиями, по крайней мере в военном кораблестроении. У нас есть такие уникальные корабли, которых еще долго не будет в других странах... Возьмите те же СПВ, экранопланы... Да долго можно продолжать... чего зря воздух сотрясать.
Да не за что... Просто, зная ситуацию "изнутри", я хотел разъяснить, как просчеты "верхов" свалили на просчеты и несостоятельность судостроительной верфи - ведущей верфи России. Я читал отчет Счетной палаты, работавшей на Севмаше, когда разбирались, почему не выдержаны сроки и цена. Они молодцы (счетная палата), четко все определили и расставили вещи по своим местам. Одной (и основной) причиной там звучит: "Причины неудовлетворительного выполнения контракта заключаются в недостаточной работе как федеральных органов исполнительной власти, так и ФГУП «ПО «Севмаш»... причем заметьте, "федеральные органы исполнительной власти" идут первыми и приоритетными. Я уж не говорю о нашем МИДе, который не мог долгое время (около 3-х лет) договориться с Украиной об испытаниях тормозных машин аэрофинишеров, и эти испытания были проведены только в прошлом году... и множестве других причин. Все, предлагаю тему "Горшкова" закрыть, мы все-таки обсуждаем "Мистраль".
О, вот здесь - молчу ))) Я еще хочу спокойно дожить свой век на свободе ))) Скажу только, что с этим у нас все нормально, но опять ставят нереальные сроки... Да об этом и главком говорил в открытых выступлениях - хочет до 2015 года построить 4 корабля... Ну это разве реально? Даже несведущему в кораблестроении понятно, что это утопия. Может отсюда и зародилась идея "Мистралей" - проще купить, чем самим? Но это не замена авианосцу, абсолютно - совершенно другой класс и назначение.
На Николаевской заводе цикл постройки кораблей проекта 1143 был по 8 лет на корпус. И это при условии, что есть вся конструкторская документация, налажена кооперация и т.д. Но со сроками вы примерно угадали. Даже вы, человек, далекий от судостроения. А вот у главкома ВМФ... и других высоких лиц, похоже, либо розовые очки на глазах, либо они ни черта ничего не соображают.
Вы не сравнивайте Мистраль - десантник, пусть даже очень большой (343 млн. евро) с кораблем совершенно другого класса - авианосцем (2000 млн. $). Это другой уровень оснащенности, другой уровень технологий! Вы знаете, сколько на авианосце специализированных систем, заточенных именно под самолеты? Это вам не вертолет на борт посадить... Сами же говорите, что английские авианосцы обошлись в 3200!!! Так где логика? Новый за 3200 и модернизация за 2000 - все вполне сопоставимо. А вы хотя бы представляете, в каком состоянии Горшков пришел на Севмаш? Наверное нет, а я видел... Там даже корпусные конструкции заменялись сотнями квадратных метров, так как он затапливался не раз и все прогнило насквозь. Я ужне говорю о тысячах единиц оборудования, которое пришлось покупать по новой. Да проще было новый корабль построить, что фактически и произошло. Если бы вы только видели, из какого ДЕРЬМА сейчас Севмаш сделал конфетку!!! Все, я больше с такими скептиками не спорю! Покупайте, что хотите, хоть авианосцы у Англии, хоть подлодки в Америке... Я только болею за наше кораблестроение, и мне жалко видеть, что высокое руководство ВМФ, МО РФ и страны ни черта не соображает, что для ВМФ надо. Ну не нужны нам такие корабли!!! Нам их негде применять. А сами по себе они - прогулочные яхты. Любой проект должен вписываться в концепцию ВМФ, а не быть сам по себе ради того, чтобы просто быть! А насчет несостоятельности промышленности - сколько, по-вашему, должен стоить авианосец и из чего складывается его цена вы знаете? Сомневаюсь...
Ничего секретного здесь нет, все что мной называлось, можно найти в открытой печати в тех или иных изданиях. ТТХ кораблей нет, цен на продукцию военного назначения - тоже, Горшков - коммерческий заказ для Инозаказчика, ПЭБ - тем более - коммерция.
Я из темы ухожу. Надоело переливать из пустого в порожнее... Скажу только, что с главкомами после Горшкова нам не везло, а Высоцкий - пожалуй наихудший вариант. Нет, вру... был еще Куроедов. Все, полемику закончил.
Спасибо за отклики, я постарался написать здесь свое видение проблемы. Кто считает по-другому, у него тоже имеет право быть свое мнение.
И под занавес:
Вот несколько ссылок по перспективному авианосцу, кому интересно, почитайте. Но МОЕ (опять же личное) мнение, с принятием решения по закупке Мистраля, таких кораблей нам не видать, как своих ушей. Будет произведена обычная подмена одного класса кораблей другим.
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/33/ http://www.rus-obr.ru/ru-club/368 http://www.korabel.ru/news/comments/avianostsi_dlya_rossii_2.html