Пневматики и гилики

Jun 20, 2017 18:21




Вопрос об «идеальных» людях волновал и гностиков, причем для них это были не философы, а пневматики - те, чья душа содержала или могла содержать частицу высшего, духовного мира, и была предназначена к спасению. По-своему понимая слова Платона о соотношении трех природ в человеке, гностики полагали, что люди делятся на три рода: пневматики - духовные, психики - душевные и гилики (или соматики) - телесные. Из них совершенным является лишь духовный род, содержащий в себе частицы духовного мира: «Это - есть свет и соль мира». Что бы ни творил пневматик, он спасался в силу своей особой природы. Отметим, что если идеальный люди у Платона поддерживают государство а порядке и обеспечивают его вечное существование, то цель жизни пневматика - доставка частицы света Софии для воссоздания полноты духовного мира, Плеромы, после чего физический и психический миры, находящиеся под властью Демиурга, будут уничтожены.

Процесс поиска таких людей имел два аспекта. Первый - поиск пневматиков среди уже живущих и «пробуждение» в них духовного начала. Это было непростым делом, ведь таких духовных людей было очень мало - «один на тысячу и двое на десять тысяч» (Ev. Thom. 28; Clem. Alex. Exc. ex Theod. 55). Возможно, при определении этого учитывался социальный статус потенциального кандидата: Ириней прямо говорит, что Демиург возвышает имеющих духовное зерно, ставя их священниками, пророками и царями (AH I. 7. 3). Затем, как и в кумранской общине, может быть, имел значение гороскоп: об увлечении многих гностиков астрологией свидетельствуют указания Иринея (AH I. 15. 6; ср. I. 24. 7), Климента Александрийского (Exc. ex Theod. 69-75), Тертуллиана (De praescr. 43; Adv. Marc. I. 18) и Ипполита (Ref. Praef.). Очевидно, были и другие «тесты», неизвестные нам. Но был и еще один путь: кроме поиска пневматиков среди миллионов уже живущих людей, можно было создавать условия, при которых новорожденный гарантированно окажется обладателем духовного зерна.

Среди валентинианских ритуалов едва ли не важнейшее место занимало таинство брачного чертога (Iren. AH I. 21. 3; Ev. Phil. 122). Исследователи нет до сих пор не пришли к единому мнению о том, что имеется в виду: некий символический обряд (точка зрения Г.-М. Шенке и Э. Сегелберга) или вполне земной, плотский брак (Р. Грант, Ж. Киспель). Мы полагаем, что валентиниане, отводя видную роль браку - сизигиям эонов - при творении высшего мира и таинству чертога брачного для спасения, создали особое учение о брачном союзе. Смысл и назначение брака пневматиков - подготовить новое вместилище для частицы высшего мира, создать идеальное дитя. Эта тема является основной для «Евангелия от Филиппа»: «[Люди истинные] таковы, каковы они [с самого начала], и они создают других, также людей [истинных]» (1). Валентиниане не утверждали, что брак и рождение являются злом; наоборот, они - необходимая часть процесса спасения «верных». Рождение будет продолжаться до тех пор, пока не будет собрано все духовное семя, которое было рассчитано заранее. Брак пневматиков - «неоскверненный брак», он «не [для] животных и не для рабов и женщин оскверненных. Но он для мужей свободных и дев» (Ev. Phil. 73).

религия, история, философия, гностицизм

Previous post Next post
Up