Не так давно я писал об
информационных технологиях в образовании. Эта тема мне крайне интересна, как интересны и ее составляющие. Образование и информационные технологии являются полем моей профессиональной деятельности и, на мой взгляд, объединение этих сфер - неизбежный шаг в развитии общества.
Но к черту пафос. Сегодня я хочу написать о двух кинематографических шедеврах, которые напрямую связаны с образованием. В частности - со школой. И проведу сравнительный анализ. Начнем:
Первый шедевр - телесериал Skins (Молокососы). Сериал об английских старшеклассниках, которым уж точно не очень-то и хочется учиться. В сериале 4 сезона. По 8-10 серий в каждом. Первых два сезона представляют собой гениальный продукт с четкой сюжетной линией. Последующие сезоны - пустышка с новыми героями и отсутствием сюжета, пользующаяся славой бренда. Здесь речь идет только о гениальной части.
До этого сериала я не смотрел ничего, что так точно бы отражало мир подростка: с одной стороны - это четкое понимание того, чему школа научить не может, с другой - амбициозное желание жить и получать опыт. И, что характерно, именно так начинается набивание шишек: подростки влюбляются, доверяют, предают, мучаются, наслаждаются, побеждают, проигрывают, заблуждаются и развиваются. Самое интересное, что это они делают сами, переживая конфликты с родителями и учителями. И, за некоторым исключением, у них это получается.
Вообще - получать опыт - это, на мой взгляд, одно из самых здоровых желаний человека. И вполне очевидно, что такие социальные структуры, как школа, колледж, университет, должны удовлетворять данное желание, хотя бы процентов на 50. По-моему, вполне очевидно, что образовательные структуры должны заинтересовывать людей , тем самым стимулируя их желание самореализации и развития. Однако на самом деле все происходит иначе. И, как видно, не только в постсоветском пространстве.
В жизни получается так, что школа может заинтересовать ребенка, стимулировать его общее развитие, но как только ребенок начинает взрослеть, у него появляются потребности в новом опыте, у него формируется новая, более сложная, мировоззренческая система. В такой ситуации школа едва ли способна заинтересовать. В такой ситуации многое зависит от влияния личностей учителей и воспитания родителей на подростка. Такова образовательная система.
И это видно из примеров:
1. В начальных классах дети учатся читать, писать, учат таблицу умножения, знакомятся с одноклассниками, учителями, системой образования. В итоге, когда ребенок достигает подросткового возраста, он может прочитать, написать, посчитать все, с чем встречается в жизни. Подросток интересуется, пробует. Начиная со старших классов подростков начинают учить химии, физике, биологии, сложным математическим операциям, задают читать порой неинтересную литературу и подросток начинает уставать от школы, потому что она начинает вытеснять из его жизни желаемое и интересное.
2. Хорошо подумайте, хотели бы Вы, чтобы Ваших детей учили те же учителя, которые когда-то учили Вас.
А теперь вспомните себя лет так в 15. Чего Вам тогда хотелось?
Итак, желание развиваться и пробовать, умноженное на амбициозность - естественная потребность человека в подростковом возрасте. Система призвана удовлетворять и воспитывать эти потребности. Но на практике все не так гладко.
Что же касается сериала Skins - это качественное отражение подросткового мира, во многом скандального и вызывающего, полного как достойных, так и подлых, как трусливых, так и самоотверженных поступков. Более того, Skins выделяется великолепной режиссурой, талантливой игрой актеров (один из актеров в дальнейшем сыграл главную роль в оскроносном "Миллионере из трущоб") и волнующей сюжетной линией.
Второй шедевр - телесериал Школа. Вот тут уже речь идет конкретно о постсоветсткой школе. И проблемы затронуты не только подростковые, но и образовательные. Честно говоря, в этом сериале внимание привлекает не только сюжет и режиссура, но и его реклама. Все настолько интересно, что заслуживает отдельного поста, который, ждите, я в скором времени напишу.