В условиях, когда Россия перейдет к реиндустриализации, сельское хозяйство будет одним из стратегических направлений.
В нынешних условиях, как мне представляется, невозможно возродить систему колхозов. Это было бы крайне затратно, кроме того, нет уже такой базы нищего крестьянства, на которой создавалась коллективная система. Сейчас средняя деревня - это один закредитованный фермер, 50 стариков, 15 мужиков 35-55 лет, 10 коров и председатель сельсовета. Поэтому экономическая и социальная целесообразность говорит о том, что нужно трансформировать существующую систему, выбирая лучшие качества и нивелируя худшие.
Итак, что представляет из себя система сельского хозяйства в России. Здесь присутствуют крупные игроки (типа группы Черкизово), которые владеют десятками больших свино- и птицеферм, перерабатывающими производствами, системами логистики и сбыта. И есть собственно деревня, где, в зависимости от климатических условий и от дотаций из областного (республиканского) центра существуют (по-другому не скажешь) мелкие фермерские хозяйства.
Итак, что государство может сделать по минимуму, практически без затрат бюджетных средств?
1) Выдавить из России импортное продовольствие. За 5-7 лет путем увеличения импортных пошлин, введения системы ввозных квот (которые ежегодно будут уменьшаться на 15-20%) можно уменьшить импорт продовольствия в 8-10 раз. Естественно, придется выйти из ВТО. Естественно, все страны полезут через задний ход - Белоруссию. Придется с ними договариваться, благо рычагов воздействия достаточно - и кредиты, которые они у нас брали (и еще возьмут), да и пряник можно предложить - в виде вложений инвестиций в белорусское сельское хозяйство и т.д.
2) Создать систему государственных закупок. Особенно актуально на зерновом рынке. Цель - уничтожить или урезать систему частных перекупщиков. Производители зерна должны продавать свою продукцию за экономически обоснованную (как производную от затрат) цену. Эта цена будет устанавливаться областным (республиканским) правительством с учетом местных особенностей - климата, плодородности почвы, желания простимулировать фермеров. Если перекупщики готовы работать по этим правилам, значит они останутся в системе, если не готовы, то исчезнут. Я считаю, большинство владельцев частных элеваторов примут участие в этой системе, сдавая мощности в аренду государству. В отдельных случаях потребуется национализация, и некоторую часть элеваторов придется построить заново (или провести реконструкцию). Однако, эта «экономически обоснованная цена» не должна лечь неподъемным бременем на государство. Перекупщики имеют прибыль 30-100% от своей деятельности. Так вот, цель - отдать эту прибыль фермерам, тогда цена, по которой зерно будет поступать на мельничные комплексы, останется прежней, мука и хлеб не подорожают. В отдельных случаях, в регионах со сложным климатом, государству придется ввести прямые дотации, покупая зерно по экономически обоснованной стоимости, а продавая по рыночной (меньшей) стоимости. Но повторюсь, таких «случаев» должно быть минимальное количество.
Кроме того, есть еще меры, которые при определенных вложениях инвестиций, действуют как мощный катализатор.
Например, создание сети машинно-тракторных станций. Фермеры смогут арендовать технику на уборку, пахоту и т.д. Стоимость аренды должна быть равна или меньше стоимости владения новой единицы техники (амортизация + ремонт + ЗП механизатора + ГСМ). Для государства эти МТС должны или работать с нулевой прибылью или быть убыточны (не более 10% от выручки). Необязательно создавать их в каждой области и каждом районе. В начале можно определить приоритетные регионы, где сочетаются два фактора - хорошие климатические и почвенные характеристики, но низкая фермерская активность. И лишь потом создавать такие станции в отдельных «депрессивных» регионах как точечные меры поддержки. Кроме того, эффект почувствуют и производители сельхозтехники, у которых вырастут заказы. Плюс, фермер должен иметь возможность взять технику в недорогой лизинг. При покупке (лизинге) должна действовать система утилизации (сдал старую единицу техники, получи скидку).
Банковские и страховые средства поддержки фермеров должны стать более эффективными. Ставка по кредитам должна равняться 4-6%. Да, банк при этом будет в убытках. Но так и должно быть, ведь это средство дотаций! Главное, следить за величиной убытка, оптимальная величина от 0 до -10% от выручки. Государство вернет эти «потерянные» средства с лихвой - в виде рабочих мест, налогов, активизации смежных отраслей - машиностроения, металлообработки, строительства, пищевой промышленности. Должно быть хорошо развито государственное страхование. Низкая цена страховки позволит фермеру быть уверенным в своих силах и активнее развивать бизнес.
Что же мы будем делать с дополнительным зерном? Во-первых, параллельно будет расти поголовье скота, и это зерно пойдет на производство кормов. Во-вторых, экспорт. Государство способно продавать зерно на экспорт по минимальной цене, имея целью не прибыль, а поддержание объемов производства. Таким образом, этот «излишек» всегда найдет покупателя на международном рынке. Особенно, если снизить курс рубля. В-третьих, увеличение резервов; резервы будут хороши в неурожайный год, чтобы сдержать рост цен на хлеб.