shn

****

Jan 10, 2022 17:11

Представить себе сюжет номер два (все хорошо и становится еще лучше) на примере собственной жизни - как уже говорилось, у меня пасует воображение. Но я попробую.
Поэтому смутные заметки.



Я вижу, что "Теофил Норт" - это сюжет номер два, но не очень понимаю, за счет чего. А если подумать...
Герой там силен и владеет силой. Он избранник богов, Меркурий, трикстер, при этом избранник осознанный, при этом он делает дело (обращается с людьми хорошо, игнорируя их волю) вдохновенно. У него получаются почти все интриги, которые попали в книгу - мир отвечает ему взаимностью. Мы не знаем о его жизни до того и после того, но сейчас удача на его стороне и характер его достаточно цельный, чтобы не упустить ее.
Можно ли представить себе нечто подобное, имея в основе морального калеку и неудачника?
В принципе, да. Но как, гм.

Что случается с калекой и неудачником просто так? Ничего интересного для тех, кто не любит депрессивную литературу. У него все плохо, он терпит поражение за поражением и все становится еще хуже. Он страдает, у него ничего не получается, а то, что получается - не компенсирует ущербности.

Какие у нас есть истории о калеках, с которыми случается что-то хорошее?
- Калека компенсирует свои недостатки выдающимися талантами в других областях или безграничной добротой.
- Калека исцеляется достаточно, чтобы жить не хуже других, а то и лучше, имея за плечами сильный экзистенциальный опыт.
- Калека не принимает свою увечность, не смиряется, активно вкладывает усилия в то, чтобы сделать себя целым. Если мир пойдет ему навстречу - получится сюжет номер два. Самый распространенный тут вариант, это когда калеке идет навстречу какой-то ДРУГОЙ мир. В своем мире он ущербен, но в другом его качества раскрываются новыми гранями и он активно этим пользуется.
- Калека вообще не принимает мир и ситуацию целиком и самоубивается. Хороший сюжет.
Ок, допустим, наш моральный инвалид понял, что исцелиться в достаточной степени ему не удастся до конца своих дней, а выдающимися талантами и тем более добротой он не обладает и не хочет. В другой мир его практически точно не возьмут и этот мир вряд ли пойдет ему навстречу. Самоубиться ему что-то мешает. Копай карму и страдай, говорят высшие силы, пожимая плечами. Это я воображаю себе очень хорошо, прямо в деталях.

Но я могу представить и поворот.
Калеке становится безразлична его увечность. Он ее не компенсирует и не исцеляет, ему просто становится все равно. Это хорошо, и отсюда можно начать движение к лучшему.
Как это - чтобы это не было отчаянной компенсацией? Хлеба нет, но есть лыжи. Ни одна девушка не полюбила, зато написал Сумму теологии. Насквозь убитый, живая иллюстрация к КПТСР, зато побыл в терапии и теперь работает психологом. Не то, не то.
Что может такого произойти, чтобы калеке стало все равно, что он калека? Это не значит, что у него перестанет болеть. Сюжет номер два совсем не подразумевает отсутствие страданий и рай, речь идет об обычной жизни. Но нечто такое, нечто...
Надежда. Почему-то в голову приходит надежда. Допустим, калека точно знает, что его состояние временное, осознает его причины и надеется на состояние будущее. Свет, что открывает ему надежда, для него теперь сильнее, чем боль и унижение от увечий. Он обрел веру.
На самом деле неплохо. Вера - это хорошо, у верующего, если он не теряет веры, все становится еще лучше.

Еще в голову приходит смещение контекста - когда страдания больше не страдания. Допустим, гм. Человек жил, считая себя ущербным. Он ведь не просто так считал, это не озарение на ровном месте - это вывод, мысль. Он сравнил себя с другими людьми, посмотрел, как живут другие, и сделал вывод, что он нездоров. У людей есть ноги, у него нет. Люди могут общаться с другими, а он сидит взаперти и заказывает пиццу по интернету. Люди радуются, а у него из всех чувств только глухое желание сдохнуть.
Но тут он наблюдал, думал и понял кое-что важное обо всем. Например, он понял, что мир - это ад. Все в аду. Он больше не ущербен, не более ущербен, чем прочие, он нормальный адский житель. Это уже хорошо, потому что это полностью смешает контекст, теперь можно думать в другом направлении.
Или, например, он понял, что в мире у большинства людей нет души, а у него и еще у нескольких есть. Поэтому в том числе он так и страдает, так уж это устроено. Опять же, контекст тут сильно меняется...

сюжет номер два

Previous post Next post
Up