shn

****

Dec 20, 2021 12:01

Меня давно волнует загадка искусства Древнего Египта. Я хочу понять, что там изображено. Ведь это совершенно невыразимое что-то, иное.
Известный египтолог с популярными лекциями совсем не помог. В плотном потоке дат, имен, придыханий и восторгов совсем нет этого понимания и даже попытки понять. "Зеленый цвет символизирует жизнь", этот бог плывет на ладье, чтобы то-то, этот бог держит в руках вот это. Первые исследователи культуры Древнего Египта составили себе свой сказочный Египет по своей мерке, восторженного джентльмена XIX века, и в дальнейшем, складывается такое впечатление - мало кто выходил за пределы этой сказки.

Не думал древний человек, рисуя это, что зеленый цвет символизирует жизнь. Он не знал такого слова "символ", он не рисовал никакую символическую аллегорию. Истории о том, что делают боги - это не сказка и не легенда, это совершенно иная сущность. Да и боги там - вот как бы совершенно не те, не знакомые нам боги.



Что здесь изображено на самом деле?
Это не то, что мы видим сейчас. То, что мы видим сейчас - они, возможно, вообще не видели. Например, они не видели, что человеческое лицо выражает эмоции или возраст. Это, очевидно, изображение с натуры, а не намеренная символизация. Но с совершенно другой, неизвестной современному человеку натуры.
За этим изображением стояла некая интенция, художественная задача, которую мы сейчас не опознаем. Эта статуя что-то делает. Скульптура печального ангела на могиле XIX века, например, вызывает определенные мысли, переживания и контекст, она в этом смысле нечто делает. И здесь, золотая статуя царицы Хатшепсут что-то делает - но мы уже не знаем, что.
Но практически точно можно предположить одно - что, в отличие от скульптуры ангела, интенция ее не направлена на одного человека-зрителя. Не было там представления, что один человек чем-то важен или что его реакция имеет какой-то смысл, этого - не видели. Все искусство, начиная с какого-то периода, направлено на то, что зритель - один, индивидуален, что в одной душе человеческой рождаются переживания. А до этого периода было не так.

И вот здесь явно не так. Здесь хочется сказать - что, возможно, в этом смысле искусство Древнего Египта - это вообще не искусство. Оно не имеет цели вызвать переживания у зрителей. Это совершенно другое.
Эта золотая статуя была сделана, чтобы сделать царицу бессмертной.
Это простое, функциональное действие, это как сшить обувь, чтобы защитить ноги, это как вскипятить воду, чтобы заварить чай. Так и тут - сделать статую, чтобы сделать царицу бессмертной.
В этом нет эстетического измерения и нет зрителя. Статуя прекрасна, потому что бессмертные прекрасны, она лишена черт, эмоций и возраста, потому что бессмертные выражают красоту больше, чем возраст, она сделана из золота, потому что золото - земная эссенция бессмертия. Она может стоять в самом темном углу храма, ее можно закопать под землю - это совершенно неважно, она будет работать все равно.
И вот, понимая, что это вообще не искусство, может быть, удастся что-то понять.

чорный шар как культурное явление

Previous post Next post
Up