shn

****

Aug 01, 2021 00:44

Да, вот есть две вещи, которые я в этом воплощении не могу уловить - на кой люди приносят жертвы и на кой люди проводят магические ритуалы. Вот и смотрю на это так и эдак, да и сам могу ритуальчик провести, только обычно влом предельно, а изначальных предпосылок не понимаю.
У меня такое впечатление, что где-то в процессе, который я вижу слитным, в культуре происходит разрыв и этот разрыв заполняется непонятным мне образом.
То есть казалось бы, нужно тебе обратиться к Венере - открой рот и обратись. А нужно тебе навести порчу - сядь и мысленно наведи. Не получается мысленно - так каким, спрашивается, образом здесь должны помогать предметы?
Если же предполагается именно взаимодействие с энергией/сущностью некоего предмета, ну так опять же бери и взаимодействуй. Зачем и для чего нужно это странное посредничество ритуальной формы? Которое при этом то ли самоцель, то ли не самоцель, то ли самоцель, но для простецов, то ли просто красиво, неизвестно.

То, что современные практики обьясняют идею ритуала с самых разных сторон, то, что ее вообще нужно обьяснять, говорит о том, что это какой-то архаический артефакт психики, прежние смыслы утративший, как и жертва. Жертва совершенно очевидно не сводится к "кормлению богов", так и ритуал не сводится к манипуляциям с предметами и к настройке внимания.
Кажется, что ритуал существовал как замена мышления. Сейчас человек может строить цепочки рассуждений (хреново, но может), а на прежней стадии развития сознания он мог это делать только одновременно манипулируя предметами, он так думал. Мышление и саморефлексия вообще возникли как осознание себя-совершающего ритуальные действия.
Теперь, когда мы умеем мыслить, ритуалы могут выполнять только некую вспомогательную функцию, по сути ненужную, этикетную - или же использоваться в вещах очевидно иррациональных, там, где мышления еще нет.

Бывает такое, что произошла беда и ты чувствуешь острую потребность сделать что-то иррациональное, логически с ситуацией не связанное - пойти и сломать ветку на перекрестке, произнести определенные слова, обойти по кругу десять церквей и одно кладбище, все примеры тут абсолютно условны - но именно так проявляется до-логическое, бессознательное архаическое ритуальное. Почему обход десяти церквей и кладбища или сломанная ветка помогли и важно ли, от какого она дерева - попытаться объяснить можно, но в той зоне сновидений, в которой совершалось само действие, смыслы настолько спрессованы по сравнению с миром обыденного мышления, что их очень трудно выразить сколько-нибудь словами.

чорный шар как культурное явление, stupiditas

Previous post Next post
Up