В КОРАНЕ НЕТ И НАМЕКА НА МИР

Apr 19, 2019 16:16


Разговор с профессором-арабистом Моше Шароном записан в 2002 году, но нисколько не потерял актуальности сегодня.
    Моше Шарон - израильский историк ислама, которого называют «величайшим ученым на Ближнем Востоке».
В настоящее время он заведует кафедрой бахаи в Еврейском университете в Иерусалиме, а также является почетным профессором кафедры исламских и ближневосточных исследований.



По мнению профессора М. Шарона, мы не понимаем наших врагов. В значительной степени - из-за нашей семантической безграмотности, и из-за непонимания основ арабской культуры вообще и культуры речи, в частности. (Сам профессор Моше Шарон свободно владеет арабским литературным, а также - и разговорным языком палестинцев).
- Когда я спросил своего ученика Азми Абу Сауда, кстати, племянника Арафата, студента кафедры нашего университета, где изучают ислам: «Какого мира вы хотите? - рассказывает Моше Шарон, - он, не задумываясь, ответил: - Разве речь идет о мире?.. Речь - лишь о временном прекращении огня».

Такова логика величайшего недопонимания смысла «договоров Осло» и всего, что из них следует. Их терминология совершенно не похожа на общепринятую, - продолжает профессор, - характерную для европейцев. В арабском языке много нюансов. Чтобы правильно понять смысл арабской фразы, надо учитывать контекст, внимательно следить за интонациями. Не все, что вы слышите, следует воспринимать буквально. Большинство ведущих израильских политиков совершенно невежественны в трактовке мировоззрения наших врагов, и - тем более - мировоззрения палестинцев. Когда политика страны строится на невежестве, она оказывается на курьих ножках.
    Это - вполне точный образ израильской политики во взаимоотношениях с палестинцами.
    Так, с шокирующего монолога профессора Моше Шарона, начался этот разговор.
- Неужели мусульмане действительно хотят править миром? - Пугающая перспектива...

- Если не понимать основы культурного мира мусульман, не понимать, чем их мир отличается от нашего, подобная идея вызывает, как минимум, недоумение. Но нам следовало бы знать, что это - фундамент ислама. Считать, что сегодня арабы изменились - глубокое заблуждение. Даже если нашим ближайшим соседом станет «светское» палестинское государство, нам от этого будет не легче. И светские арабы, и мусульмане-фундаменталисты преследуют одни и те же цели, произрастающие из одного корня, который называется - ислам.
    Законы ислама построены на двух незыблемых основах - Коран и «прецеденты». Под термином «прецеденты» подразумевается жизнь Мухаммада. Все, что сделал Мухаммад, в глазах мусульман - директива для исполнения. Он, согласно идеям ислама, не мог ошибаться, поэтому во всех поколениях они подчиняются законам ислама (по-арабски - шариа), у которых два источника: с одной стороны - Коран, с другой стороны - сунна, своего рода комментарии, разъясняющие указания. Это распространяется на гражданские, государственные законы. На этом основано уголовное право. На этом зиждется арабское мировоззрение, законы арабских стран, законы войны и мира.

- Но израильские политики считают, что Коран и сунна - далеки от современной реальности...

- Это - ошибка. И самое страшное, что она породила беспочвенную идею «нового Ближнего Востока»...

Мы, евреи, ведем диалог сами с собой. Наши представления о Ближнем Востоке - плод нашего воображения. Они совершенно не связаны с реальностью и не учитывают устремления окружения, в котором мы живем. Вот вам пример. Шимон Перес написал книгу «Новый Ближний Восток» и верил в собственное «послание потомкам»... В арабском мире усмотрели в этой книге доказательство злодейского замысла евреев - распространить свою власть на весь арабский мир.

- Действительно, арабы отреагировали на книгу Переса неадекватно. Рассказывают, что президент Египта Хосни Мубарак, услышав об этой книге, удивился: «Что же будет со старым Ближним Востоком? Что в нем евреям не нравится?»

И в этом его вопросе прозвучало чувство ревности...

Но мусульмане все же реалисты, они не пытаются ухватить то, на что у них не достатает сил.

- Тем не менее, с мусульман не снимается обязанность воевать. Наоборот, они должны вести войны до тех пор, пока ислам не покорит весь мир. Арабы, подчеркиваю, не собираются превратить всех людей в фанатичных мусульман, которые молятся в сторону Мекки по пять раз в день. В исламе нет миссионерства. Их цель состоит в том, чтобы весь мир оказался под властью ислама, признал его господство. Они делят мир на две части: «дом войны» и «дом ислама». Современный мусульманский мир они называют «домом ислама». Часть мира, которую они стремятся покорить, пока называется «домом войны».
  Правила - ясней некуда. Любая территория, которая в какой-либо исторический период находилась под властью мусульман, навеки считается мусульманской землей. Поэтому образование государства Израиль на территории, которая некогда принадлежала мусульманам, для них - исторический переворот. Мусульмане в принципе не могут принять этот факт.
    При этом они остаются политиками-реалистами. Они не спешат. И действуют, исходя из конкретных ситуаций, учитывая соотношение собственной военной силы с военным потенциалом противника.

- И нет никакого просвета, ни малейшей надежды заключить с арабами мир?

- Ни малейшей... Длинная рука Ишмаэля (предка всех арабов) не знает иного естественного состояния, кроме состояния непрерывной войны. Это - джихад (священная война мусульман против не мусульман - «неверных»). А джихад - обязанность, установленная Кораном.

- Но при всем том джихад все-таки прекращен, например, Египтом. С Египтом в Кемп-Дэвиде мы заключили мирный договор.

- Жаль, что многие в Израиле не понимают, какова цена таким договорам. В исламе в принципе не существует такого понятия - мирный договор с «неверными». Истинные соглашения возможны только между мусульманами. Речь идет также о временах, когда фактически война против «неверных» не ведется.

Принцип заповеданной войны всегда остается в силе и ждет своего осуществления, как только появится реальная возможность воплотить его в жизнь. Тот же Анвар Садат, который поставил свою подпись под «мирным договором» с Израилем, прекрасно знал, что подписывает лишь соглашение о временном прекращении огня. Прочитиайте внимательно его пункты, и сразу же увидите, с кем мы имеем дело. В договоре Египта с Израилем упомянуты «легитимные права палестинского народа», но с правами евреев это никак не связано.

Спрашивается, почему Египет так интересуется правами палестинского народа в чужой стране? Занимались бы лучше своими делами. Но нет... И в этом реализуется тонкая политика страны ислама в реальных условиях сегодняшнего дня. С перспективой на будущее - когда воплотится идея джихада и мир окажется под властью ислама.

Садат согрешил, нарушил запрет, во всеуслышание, всему миру, заявив: «Больше не будет войны. Не будет кровопролития». И заплатил за это жизнью...

- В чем тогда смысл для арабов таких соглашений о временном прекращении огня?

- Ситуация в мире настоятельно требует контактов с «неверными». Под нажимом «неверных» приходится брать на себя какие-то обязательства. Европейцы ожидают реального мира, но то, что им предлагают арабы - разменная монета, не рассчитанная на долгое хождение.

- Откуда следует, что мусульмане обязательно должны разорвать соглашение, которое сами же подписывают?

- Из «прецедента», установленного Мухаммадом.
  В 628 году он подписал соглашение с племенем курейша, известное под названием «Договор Худайбийа». Потому что в тот момент племя курейша было сильнее его. Договор предусматривал перемирие на десять лет. Но не прошло и двух, когда Мухаммад, найдя предлог, развязал войну и захватил Мекку. Люди племени курейша верили в силу клятвы и взаимных обязательств, и чувствовали себя в безопасности. Но в том-то и дело, что временное соглашение о прекращении огня имеет и дополнительную цель - усыпить бдительность врага.
    Когда Мухаммад нанес военный удар, жители Мекки приползли к нему на коленях. Они молили о переговорах, чтобы разрешить противоречия, которые Мухаммад использовал, чтобы возобновить войну. Но Мухаммад приказал охране не допускать к нему делегацию самых знатных людей Мекки.
    Мухаммед потратил два года передышки на подготовку к войне и уже в тот момент, когда подписывал договор о мире, знал, что война неизбежна. Он прервал договор в удобное для него время. Так навсегда в исламе было установлено понятие ѓудна - прекращение огня между врагами.
    Мусульмане никогда не подписывают перемирие на неограниченное время, или на вечные времена. Одно из их основных правил - установить время действия этого соглашения. Когда ислам или его представители чувствуют, что набрали достаточно сил, чтобы возобновить войну, они обязаны отменить перемирие. Если они еще не чувствуют, что готовы к войне, разрешено автоматически продлить срок соглашения на десять лет. И для этого, подчеркиваю, совсем не обязательно договариваться со второй стороной.

- Арафат, насколько я помню, говорил о светском палестинском государстве?

- Это ничего не меняет. Сразу же после подписания соглашения в Осло он произнес речь в мечети Иоганнесбурга (Южная Африка), где прямо определил направление своей политики.
    Он отметил, что понимает мир в духе ислама. И обратился к урокам арабской истории. А нам следует знать: когда арабский деятель совершает «исторический экскурс», он говорит об актуальных на сегодняшний день принципах. Ибо в исламе не существует понятия «древности». Ислам - культура жизни, современный жизненный путь. Это прошлое, которое превращается в настоящее и указывает дорогу в будущее.
    О соглашении Осло Арафат прямо сказал, что имеет в виду временное прекращение огня (ѓудна). И когда говорил это, знал, что это в порядке вещей. Жаль, что на эти слова тогда мало кто обратил внимание. Они было рассчитано на тех, кто «в курсе дела».
    Я и мои друзья пытались тогда объяснить, что Арафат говорит кодом, что мы обязаны понять тайный смысл его речи. Но лидеры государства Израиль слушать нас не захотели. Евреям грезился мир по пророчеству Йешаягу: «и перекуют мечи на орала»...
    Кстати, о мирном договоре с Египтом. По случаю его подписания устроили празднество, и перед публикой выступал американский президент Картер. Он решил в своей речи использовать цитаты о мире, заимствованные из книг трех религий. Без труда обнаружил такое в Танахе, оттуда же взял и то, что могло прозвучать по-христиански. Однако в Коране советникам президента найти призыв к миру не удалось - в Коране призывы к миру отсутствуют.

- Получается, все заверения арабов - заведомая ложь?

- В арабском фольклоре есть пословица: «За слова не платят налог».
Надо учиться у арабов, как вести переговоры. Они следуют примеру мусульманского халифа Али, который вел переговоры с восставшим против него правителем Дамаска - ни одна из сторон не могла добиться победы..
    Отправили на встречу своих представителей. Халиф - очень хитрого и умного. Тот предложил противнику высказаться первым. Ему важно было понять планы врага, чтобы принять собственное решение.
    Противник постепенно высказал все, что у него на уме, а представитель халифа помалкивал и поддакивал. Когда беседа закончилась, представитель Дамаска собрался сообщить «общее решение»: мол, представитель халифа признает, что Дамаску следует дать самостоятельность. Но представитель халифа остановил его: «Я никогда этого не говорил!»
    Этот классический пример должен научить нас не делать предложений. Прежде необходимо дать противной стороне раскрыть свою позицию. Когда противник понимает, в чем вы заинтересованы, цена предмета соглашения моментально возрастает. 
    Когда Бегин начал переговоры, я сказал ему: «Не выдвигай предложений. Дай им высказаться». Но даже Бегин не был готов понять и принять это.
    В 1996 году состоялись переговоры с палестинцами. Перес говорил с Арафатом. Он был очень доволен переговорами и, когда вышел после беседы, рассказал: «Они соглашались со всеми планами израильтян. Всякий раз они согласно кивали головами».
    В точности, как представитель халифа Али...

- Скажите, когда арабы говорят о джихаде, они имеют в виду самую настоящую войну?

- Защитники мусульман пытаются преподнести понятие джихад в западной обертке. Они говорят - «это борьба за свои интересы.»
- Неправда! Джихад - это кровопролитная война до победного конца, пока враг не сдастся исламу. И это именно тот джихад, о котором мечтают и говорят мусульмане всех стран. В книгах мусульманской традиции сказано, что ислам возьмет верх над всем миром только после того, как мусульмане сразятся с евреями и уничтожат их. Эти книги изучают во всех арабских школах, а политические деятели в своих речах приводят из них цитаты...
    Евреи, как обещано в этих книгах, будут прятаться за деревьями и скалами. И в этот «великий день» скалы и деревья заговорят, закричат во весь голос: «Ой, мусульманин, вот, за мною еврей! Иди и убей его!». Только одно дерево будет молчать. В исламской традиции его называют «гаркад» (дерево евреев). Речь идет о - снэ (кусте, в котором Всевышний явился Моше).



Мусульманские книги напоминают об этом дереве, чтобы мусульмане не забыли о том, что надо искать евреев и за деревом снэ. Эти книги изучают во всех арабских школах, а политические деятели в своих речах приводят из них цитаты...

- Так что же нам делать?

- Наша цель - заставить арабов сложить оружие, заключить с ними соглашение о прекращении огня на максимально длительный срок.

- Как же этого достичь, если известно, что подобное соглашение для арабов - условное понятие?

- Исламу нужна причина, чтобы отказаться от войны. Эта причина - военное превосходство врага.
    Так, например, в 1229 году султан Мухаммад аль-Камиль из Египта передал Иерусалим, который был в руках мусульман с времен Салах ад-Дина, христианскому королю Фридриху Великому. Потому что Фридрих в ту пору нагнал страху на весь мир.
    Политика Израиля демонстрирует слабость и не оставляет палестинцам выбора. Палестинцы просто обязаны воевать с нами. Пока у них нет военной силы, способной устоять против Израиля, поэтому они стараются ослабить еврейское государство. Если мы будем значительно сильнее их, им придется откладывать джихад снова и снова. Они должны ощущать нашу силу, чувствовать, что им нас не победить. Только тогда они сложат оружие даже на не самых выгодных для них условиях..
Источник

договор с мусульманами, ментальность, Моше Шарон, арабо-израильский конфликт, ислам, стереотипы, заблуждения

Previous post Next post
Up