Новый Ближний Восток

May 04, 2017 09:10


 Зачем Нетаниягу летал в Москву менее чем на день? О чем он беседовал с Путиным, и принесет ли эта беседа пользу Израилю? Только через неделю премьер-министр рассказал о поездке на заседании правительства! Этот отчет носил слишком общий характер, чтобы ответить на вопросы о роли России в опаснейшем осложнении ближневосточной ситуации...

   Еще до визита Нетаниягу в Москву израильские СМИ бодро сообщали, что премьер-министр намерен высказать Путину категорические возражения против усиления позиций Ирана в Сирии. Цитировался красивый слоган: «Нельзя менять один террор на другой» - в смысле вы там вытесняете ИГИЛ, чтобы на «освобожденной» территории хозяйничали Иран и «Хизбалла».
   Поскольку никаких обстоятельных сообщений о переговорах Нетаниягу с Путиным не было, приходится делать предположения на основе нескольких телекадров и физиогномических наблюдений...
   Естественно, Нетаниягу не мог говорить с президентом России в категорическом, наступательном тоне. Наш премьер - великолепный дипломат и умеет быть обаятельным. До начала беседы, пожимая руку Путину, он щедро улыбался в телекамеры. Но, перейдя к делу, Нетаниягу явно не стушевался перед нацлидером.
   Свои претензии к Ирану Нетаниягу начал с экскурса в Библию, которую очень чтят в современной России. Он напомнил, что в праздник Пурим евреи отмечают избавление от грозившей им в древней Персии резни, а теперь иранские лидеры по-прежнему заявляют о намерении уничтожить еврейское государство.
   Нетаниягу предупредил, что Израиль не будет мириться с военным присутствием Ирана и «Хизбаллы» в Сирии, у его границ.
   О чем шла речь дальше, что ответил Путин, мы не знаем. Заключительной пресс-конференции или хотя бы лаконичных коммюнике с обеих сторон не последовало. На телеэкранах можно было увидеть напряженное, не слишком приветливое лицо российского президента, выслушивавшего своего собеседника. Путин не отличается актерским дарованием, притворяться не умеет. На прежних встречах с Нетаниягу он был улыбчивей - видимо, тогда высказывания израильского премьера носили характер пожеланий, а не претензий или предупреждений. То, что после переговоров не было традиционного подведения итогов, также наводит на мысль о не достигнутом в Москве взаимопонимании.
   Да и невозможно представить, что хорошего может сказать Путин Нетаниягу на фоне развития событий в Сирии и... высказываний о них нового президента США.
   Курс на улучшение отношений с Москвой, за который ратовал Авигдор Либерман в бытность министром иностранных дел, уперся в тупик.
   Израиль долго уговаривал Россию не давать современное оружие Сирии и Ирану. Москва для усыпления бдительности израильской военщины периодически обещала повременить с поставками. Вмешательство российской армии во внутрисирийский конфликт на стороне Асада резко изменило ситуацию.
   Россия предпочитает атаковать противников Асада с воздуха, а к наземным операциям подключила Иран и «Хизбаллу». Эрдоган сначала был настроен против дамасского режима, но, начав ликвидацию наследия Ататюрка и вступая в конфронтацию с Европой, решил улучшить отношения с Россией. К тому же он заинтересован в свободе действий в Сирии для борьбы с базирующимися там курдскими сепаратистами. Всё это логически перешло в «астанинский процесс»: Россия, по всей видимости, разработает для Сирии новую конституцию, а потом Иран и Турция вместе с ней разделят несчастную страну на зоны влияния.
   Иран уже собирается создать свои опорные пункты в Сирии. Это требует корректировки планов израильского генштаба.
   Прежде можно было надеяться на то, что стражи исламской революции и бандиты находятся в Сирии временно, а иранские транспорты с оружием для «Хизбаллы» наши ВВС без труда уничтожат. Теперь же возникает новая ситуация: передовые базы Ирана, совершенствующего баллистические ракеты, придвигаются к израильским границам, а его территория остается на прежнем расстоянии от Израиля. Соответственно, и «Хизбалла» сможет расположить пусковые установки в гораздо более широком диапазоне, чем в 2006 году.
   Турция вроде бы восстановила отношения с Израилем, но не стоит доверять временному улучшению настроения Эродогана. Мы уже видели, как нагло он может вести себя, закручивая гайки исламизации, а претензии на роль лидера суннитского мира непременно заставят его продемонстрировать братьям по вере, что он лишен сантиментов к еврейскому государству...
   У Путина нет личной ненависти к Израилю и он не антисемит. Вроде бы и Брежнев не был антисемитом, но не возражал против поставок арабским странам оружия для уничтожения Израиля. Вряд ли добродушный Горбачев ненавидел прибалтов и грузин, а выпивоха Ельцин - чеченцев, но оба возглавляли империю, которая понимает под своими интересами подавление ропота сатрапов и расширение любыми способами зон влияния.
   Нетаниягу прекрасно понимает, что экспансию России на Ближнем Востоке не остановит жалость к еврейскому народу, а иранские баллистические ракеты в нескольких десятках километров от израильских городов будут находиться в руках маньяков, которых Сергей Шойгу не напугает, погрозив пальцем.
   По этой причине израильскому премьеру больше нет никакого резона вести светские беседы в Кремле. Грозить Путину он не может, но обязан заверить его, что Израиль будет действовать против смертельных врагов точно так же, как делал это в недавнем прошлом, когда их натравливал на него почивший в бозе СССР.
   Нетаниягу знает, что сегодня у него за спиной не Барак Обама, предающий Израиль в ООН, а новый президент США, решительно заявивший, что Ирану нечего делать в Сирии. Дональд Трамп увеличивает военные расходы Америки и настаивает на аналогичном увеличении расходов стран НАТО - это при нынешнем состоянии экономики России создает ей новые трудности.
   Всё сказанное подтверждают сразу две статьи о роли России в ближневосточном раскладе, появившиеся сегодня в «Исраэль ха-йом», газете, которую считают рупором Нетаниягу.
   В одной из статей анализируются нынешние отношения между Ираном и Россией. Автор публикации отмечает, что Иран нельзя считать послушной марионеткой России. В отличие от Кремля, хладнокровно расчерчивающего геополитическую карту, Тегеран связывает свою стратегию с идеологией. Поражения ИГИЛ и в Сирии, и в Ираке - это наступление шиитов. Безумным аятоллам уже видятся контуры шиитского халифата. Тут интересы Ирана в определенный момент могут разойтись с планами России и Турции. С другой стороны, Иран опасается новых санкций со стороны Запада, зная, как они опасны для его экономики. Он рассчитывает, что Россия защитит его от Трампа. В свою очередь Путин попугивает Вашингтон непредсказуемым Ираном, на который только он способен повлиять, и надеется использовать этот рычаг для смягчения санкций против России.
   Во втором материале «газеты Биби» говорится о путинской «программе-максимум» на Ближнем Востоке. Хотя Москва опровергла сообщение о появлении ее военного контингента на территории Египта у ливийской границы, автор статьи уверенно утверждает, что Кремль хотел бы вернуть своей стране традиционные сферы влияния в Египте и Ливии.
   Израиль напоминает пассажира в купе, вынужденного играть в покер с бандитами. Трудно понять ходы гангстеров, к тому же прячущих в рукавах крапленые карты. Но надо верить в себя и быть готовым дать шулеру в морду.
   Израильские лидеры и их эксперты не могут предвидеть все ближневосточные пертурбации, но обязаны сформулировать главные угрозы безопасности нашей страны при любом развитии событий. Необходимо подготовить решительные ответы для отражения этих угроз. Это хорошо, что у нас опять появился надежный союзник. Но полагаться следует прежде всего на себя.
Ссылка


Хизбалла, война в Сирии, Нетаниягу, Путин, Иран, арабо-израильский конфликт, покер

Previous post Next post
Up