Оригинал взят у
dona_anna в
Американская колония в Иерусалиме Текст и фото даются в сокращении.
Есть в Иерусалиме гостиницы, которые можно считать музеями. В крайнем случае памятниками своей эпохе или свидетелями времени. Сейчас даже тяжело себе представить, что эта шикарная гостиница начиналась в конце 19 века как христианская религиозная коммуна, жившая по аскетическим законам.
Тогда в Иерусалиме поселилась группа христиан-фундаменталистов.
Первый взгляд на гостиницу: утопающее в цветах здание, и цветы эти растут тут очень давно. Такое у нас не часто встретишь.
Во многом история Американской колонии напоминает историю кибуцев, которые начинались с аскетической жизни, полной ограничений и тяжелого физического труда. Теперь кибуцами считают многих из тех, что не прошли приватизацию, а живут за счет коммерческих предприятий, как рантье. Хозяева гостиницы, потомки первых коммунаров, хотя бы не говорят, что они до сих пор коммунары.
Американская колония в Иерусалиме (American Colony) была поселением общины утопистов из США и Швеции. Община состояла из христиан-фундаменталистов, которые мечтали жить в коммуне и заниматься благотворительностью в помощь жителям города.
Все началось в 1881, когда Анна и Горацио Спаффорд прибыли в Иерусалим во главе группы христиан-фундаменталистов, американцев, уроженцев Чикаго.
Анна Спаффорд
Что толкнуло семью Спаффорд начать новую жизнь на новом месте во полне зрелом возрасте? Ответ прост: катастрофы, свалившиеся на эту семью... Сначала большой пожар в Чикаго, когда погибло их имущество, затем гибель четырех дочерей во время плавания в Европу в отпуск, откуда вернулась одна Анна, и в финале, смерть их маленького сына от скарлатины. Церковная община евангелистов-протестантов изгнала их, считая, что такие трагедии случаются только с грешниками. Да и как они сами должны были себя ощущать? Они решили покинуть церковь, к которую посещали и которая их выгнала, и переехать на Святую землю и искать там спасение, поселится в Святом городе и трудится на пользу жителей этого города. Их группа состояла из 13 взрослых и 3 детей и они основали религиозную коммуну-колонию, идущую по дороге первых христиан. В Иерусалиме они сняли здание в мусульманском квартале в Старом городе. После смерти Горацио главой колонии стала Анна Спаффорд, управлявшая коммуной до своей смерти в 1923 году.
Внутри коммуны действовали определенные законы, по которым жили ее члены, они пытались жить как в монастыре, раздельно мужчины и женщины (в 1904 это было отменено). Связи с миром были ограничены, происходили ежедневные собрания с исповедью.
Даже в первых еврейских кибуцах не было такого сурового подхода к жизни... Максимум, это когда дети жили отдельно от родителей и кибуцное собрание могло не разрешить жениться\выйти замуж не за кибуцника.
1896 к колонии присоединилась группа из нескольких десятков членов шведской евангелистской общины Чикаго и из Швеции, во главе которой стоял Olaf Henrik Larsson.
С увеличением общины до 150 человек, дом, который снимала община, стал мал и встал вопрос о поиске нового дома. Подходящий дом вскоре нашелся. Умер паша Рабба Дауд Амин Эфеди Эль-Хусейни, у него, как у правильного мусульманина, было 4 жены, но не было наследников мужского пола. Дом был выставлен на продажу. Благодаря этому появилась возможность сначала снять, а потом купить это здание с землей вокруг него. Здание находилось за стенами Старого города.
Коммуна должна была сама удовлетворять основные потребности ее членов, как материальные так и духовные: одежда, пища, воспитание детей, религиозная и общественная деятельность ее членов и т.д.... Для этого надо было трудиться. Новый дом был как раз удобен для этого. Он стоял отдельно на большом участке земли. Шведы, в основном, бывшие крестьяне, имели с/хоз. навыки, которые помогли экономическому успеху коммуны. Также шведы были искусными ремесленниками. Была создано большое хозяйство с коровами, свиньями, кузницей, пекарней, молочной фермой, столярной мастерской, а также с успешным фотографическим ателье. Они также занимались ткачеством, открыли мясной магазин и рамочную мастерскую. На первом этаже, рядом с холлом, можно увидеть старинные инструменты и фотографии, рассказывающие о жизни коммунаров.
Члены коммуны помогали жителям разных районов Иерусалима. Так как их деятельность не была миссионерской, то и христиане, и мусульмане и евреи им верили. Особые отношения были у них с еврейской общиной выходцев из Йемена, которая особенно нуждалась.
Отдельно надо сказать о фото-студии, которую основали колонисты в 1898 году. Благодаря ей, до нас дошло множество фотографий о жизни в те времена, а также фотографии о поездке Вильгельма II по Святой земле. Они использовали оборудование и материалы, привезенные из США.
В течение полувека фотографы колонии фотографировали Иерусалим и Святую землю. Фотографии ныне находятся в библиотеке Американского Конгресса и представляют собой документальное свидетельство непростой жизни Иерусалима и Святой земли в I половине 20 века.
В 1900 в Иерусалим приехала шведская писательница Сельма Лагерлёф, в будущем лауреат нобелевской премии. Она легко нашла общий язык со шведами, членами колонии, очень подружилась с Анной Спаффорд, руководительницей колонии. Ее посещение и проживание вместе с членами колонии вдохновило ее на написание романа "Иерусалим". Роман был напечатан в 1901-1902. В центре сюжета судьба крестьянских семей, которые отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим, в поисках своей веры. В книге описаны немалые трудности и разочарования членов колонии.
Гостиница в этом здании появилась в 1902 году благодаря барону Платону Григорьевичу Устинову (дед Питера Устинова). Барон держал дорогую гостиницу в Яффо и уровень турецких постоялых дворов не устраивал его и его гостей, желавших посетить Святой город. Барон увидел потенциал в колонистах, выходцах из США и Европы, для создания нормальной гостиницы.
До 1906 года существовал продолжительный конфликт между колонией и американским консульством в Иерусалиме. Консулы видели в колонии религиозную секту, которая действовала не всегда в интересах США. Это был тяжелый конфликт для колонии, так как у консула были судебные права, он регистрировал рождения, браки, смерти, порядок похорон, перевод денег и пр...
Во время Первой мировой войны Святую землю охватил серьезный экономический кризис, из-за нападения саранчи и турецкой армии, которая была в большом количестве размещена в этих местах. С началом Первой мировой войны многие иностранные граждане покинули Святую землю, но жители колонии решили остаться в Иерусалиме, и помогать жителям города: они поддерживали бесплатные столовые, больницы, сиротские приюты и другие благотворительные учреждения. Такая деятельность была возможна на протяжении всей войны благодаря тому, что США во время войны были нейтральной страной. Американские корабли были почти единственным каналом поставок в Османскую империю из остального мира. Именно этим путем сюда попадали деньги, которые собирал Джойнт с помощью американских евреев для раздачи еврейским общинам и деньги на благотворительность, осуществляемую Американской колонией.
Окончание войны и Британский мандат положительно повлияли на экономику этих мест и ситуацию с Американской колонией. Колонисты легко нашли общий язык с Британской администрацией. Фотографы колонии фотографировали основные события и официальные мероприятия. Они сопровождали развитие еврейского ишува и основные события в нем. Фотографы добрались до Египта, Сирии, Судана, Ливана, Ирака и там тоже документировали жизнь местных жителей и европейских колонистов.
В это время начались идеологические трения между членами колонии. Поколение основателей ушло и сменилось поколением, родившимся в Иерусалиме, ненавидевшем строгие ограничения и призывавшим идти против вождей, последователей спаффордов. В начале 30х годов усилились различия во мнениях, начался уход из общины и раздел имущества. Отдел фотографии колонии превратился в фото-сервис под руководством члена колонии Арика Матсона.
Через несколько лет после Второй мировой войны Американская колония перестала существовать как религиозная община, но отдельные члены общины продолжали трудится в городе. Война за независимость в 1948 году разделила Иерусалим на две части, колония оказлась на территории Иордании. Члены колонии не смогли найти свое место в иорданском городе и большинство уехало в США или в другие страны.
В конце 50х, когда умерли все основатели колонии, здание было превращено в гостиницу «Отель Американская колония». Она находилась рядом с международной границей между Израилем и Иорданией. После Шестидневной войны и объединения города, гостиница продолжала работать. Она и теперь находится в Восточном Иерусалиме недалеко от Западного, и поэтому в ней любят проживать журналисты разных стран, освещающие жизнь в Иерусалиме.
Для создания современной гостиницы старое основное здание было отремонтировано, расширено, но был сохранен его исторический характер. Был подчеркнут его международный, «восточный» характер, в его оформлении нет ничего израильского.
Гостиница принадлежит потомкам колонистов, а управляется сейчас швейцарской фирмой.
Интерьеры гостиницы.
Это старинное приспособление для чистки обуви.
Гостиница популярна у деятелей иностранных СМИ и политиков, которые не хотят признавать де-факто израильский суверенитет над Иерусалимом. Кроме того, тут происходят встречи израильских политических деятелей и политических деятелей из Автономии.
В этой гостинице на протяжении ее существования жило много именитых гостей: сэр Уинстон Черчиль, сэр Лоуренс Аравийский, Сол Беллоу, лорд Алленби, Джон Ле Карре, Леон Юрис, Марк Шагал, Питер О'Тулл, Ричард Гир, Роберт де Ниро, Джордж Армани, Джоан Баэз.
Главное здание гостиницы изначально было построено как дворец для паши Рабба Дауда Амина Эфеди Эль-Хусейни (паша - высокий титул в политической системе Османской империи) и его четырех жен. Оно построено вокруг внутреннего двора, облицованного камнем и оформленного клумбами с цветами и фонтаном в центре. Двор в процессе оформления.
Анна Спаффорд во дворе основного здания.
В наше время весь внутренний двор зарос разнообразными растениями.
Из-за буйной растительности сфотографировать здания гостиницы, а сейчас их четыре, практически невозможно.
Растения дают тень и в саду можно позавтракать на свежем воздухе.
Завтрак обильный и гости подолгу засиживаются в саду.
Гостиница и ресторан некашерные. По утверждению работников гостиницы, это единственная гостиница в Иерусалиме, где на завтрак можно съесть жареный бекон.
В гостинице 73 комнаты и 13 свит. Часть номеров исторические, часть современные. Основные постояльцы - американские и европейские туристы-христиане.
Исторический номер, зимняя спальня одной из жен паши. В наше время большой гостиничный номер.
Вид из окна этого номера.
Туалет номера. Биде, почему-то не модное не только в Израиле, но и во многих других странах, за исключением Испании и Италии.
Гостиничный бассейн, в котором так приятно поплавать в тридцати пяти градусную жару.
Проходя между гостиничными зданиями в еще один гостиничный садик, снова порадуемся обилию зелени.
Еще один садик с массой растений. Часть этих растений - овощи. Их используют на гостиничной кухне по прямому назначению. Кстати, в гостинице есть ресторан, который работает в субботу.
Те, кто ищет ресторан в Иерусалиме, чтобы поесть в субботу - возьмите на заметку.
Артишок-переросток, который уже никто не съест. Он просто украшает собой садик.
Маленький водопадик с папирусами в глубине сада.
В этой исторической гостинице не живут большие туристические группы. Но двух-трех человек они могут пустить даже просто походить по исторической части гостиницы, которая, фактически, музей Американской колонии религиозных фундаменталистов, просуществовавшей на территории Иерусалима около семидесяти лет.
Сайт гостиницы
http://www.americancolony.co.il Инфа:
http://www.americancolony.co.il/historyhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%A9%D7%91%D7%94_%D7%94%D7%90%D7%9E%D7%A8%D7%99%D7%A7%D7%90%D7%99%D7%AA_%D7%91%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9Dhttps://en.wikipedia.org/wiki/American_Colony,_Jerusalemhttp://www.ejwiki.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC)
http://www.prichal.com/kniga/v-posteli-tretey-zheny