«День сурка» как сатира и загадка фантазма женщины.

Jan 16, 2024 13:23


«День сурка» - комедия 1993 года, которая неожиданно стала довольно популярной (а кто-то скажет и "культовой"). Её регулярно показывают в новогодние праздники, так что кинолента давно ассоциируется с ними, хотя сюжет привязан к теме конца зимы. Понятно, что фильм выстрелил во многом благодаря распространённой фантазии о контроле событий и обретении всесилия/безнаказанности (пусть и в рамках одного дня). При этом в центре сюжета не супергерой, а обычный человек со своими недостатками. Вместе с тем это также любовная история, которая легко резонирует с личными моментами зрителя.



последний кадр фильма с явным намёком на свадьбу

Мне однако после очередного (наверняка счёт уже идет на два-три десятка раз) просмотра захотелось увидеть это произведение в несколько ином свете. По большому счёту это не только комедия положений, но и сатира, очень явно высмеивающая тип личности, зацикленный на себе и карьерном успехе. Я раньше не замечал, однако не только начало фильма откровенно подчёркивает уродство человека, думающего только о том, как не упустить более престижное место, но и заканчивается он решением новообразованной пары остаться в маленьком городишке насовсем.



В начале 90х, когда весь культурный мейнстрим заставлял бредить огнями Нью-Йорка и пальмами Лос-Анджелеса, этот ход, как мне кажется, звучал довольно радикально. Впрочем, не менее радикально звучит и месседж в духе: зачем вам что-то если вы не выносите себя, уж лучше прочтите книгу или помогите другому человеку, и быть может завтра проснётесь уже другим, более приятным человеком. Французская поэзия и Чехов в начале 90х - это код занудного интеллигента вроде Вуди Аллена, комплиментарное звучание этих тем для масс удивительно (а фильм 80-90х с Биллом Мюрреем - 100% рассчитан на среднего американца, а не Киноакадемию).

Интересна и сама структура любовной истории героев. Она начинается со встречи, в которой герой лишь смутно чувствует некий позыв к девушке, но пытается отмахнуться от него, встав в привычную позу "примадонны". И раз человек не ценит, да и вообще не понимает "маленького чуда" встречи, судьба посылает ему "большое чудо" - существование в одном дне. Это событие само по себе имеет форму квеста: герою нужно понять почему он сюда попал и что должен сделать, чтобы выбраться. Эдакая максимально щадящая версия Чистилища. Ну и само собой, раз это Голливуд, то единственный правильный ответ - производство пары. Но не в логике эгоиста-карьериста.

Ведь по сути, что делает поначалу наш герой? Он пытается добиться всего знакомым ему способом, через контроль и знание (что особенно иронично, ведь он ведущий погоды). Наверное здесь будет уместно добавить немного Лакана, фильм в конце концов о повторении, а эта тема крайне интересовала его. Он различал автоматон (повторение основанное на означающих) и тюхе (повторение чего-то в реальном, происходящее в форме встречи). Фил Коннорс, пользуясь после-знанием, очень легко добивается других женщин (например, Нэнси), но с Ритой этот метод раз за разом даёт сбой. Выбирая автоматон влюбленности, он прежде всего защищает себя - настоящий Фил не очень интересен даже самому Филу. Впрочем он сам видимо искренне уверен, что в любви обмениваются образами, а не встречаются два бытия. В итоге все закономерно: сколько бы фактов он ни узнал о Рите, сколько бы совпадений (означающих) не подстроил - в финале его ждёт разоблачение и пощечина.

Пройдя этот этап и последующую депрессию (с чередой самоубийств), Фил открывает в себе смелость говорить искренне, как есть. И это даёт неожиданный эффект: Рита заинтересована и остаётся с ним на ночь, но вместе с тем герой признаётся себе "я её недостоин". После чего начинается эпопея с самообучением и помощью всем подряд, местами довольно прямолинейно и наивно снятая (хотя не без удачных деталей, в которых он действительно открыт к другим и способен их услышать). "Встречу" тюхе нельзя подстроить: остаётся только стать тем человеком, который способен быть встреченным. В этом смысле можно сказать, что Фил изначально бьётся над загадкой фантазма Риты. Фантазма, в котором мужчина её мечты не говорит о себе, а делает. Более того барышня, сама того не сознавая, довольно тщеславна и разборчива, она согласна только на самого "главного парня на деревне". Когда о Филе вдруг начинают говорить все вокруг, вот тогда встреча наконец случается - и она выбирает его сама. А герой, теперь действительно готовый увидеть и ценить "чудо встречи", завершает свой квест и выходит из временной петли. Что ж, иногда нечто подобное правда происходит, и без "дня сурка".

***

Следить за публикациями автора можно здесь: Telegram: Contact @void_laniakea

фильм, рецензия, психоанализ, о женщинах

Previous post Next post
Up