Что ж, думаю пора рассказать вам всю правду. Наш мир, каким мы его знаем (вместе с тем какими стали люди) создали растения. А если быть точным, то цветковые (покрытосеменные) растения, однажды вступившие в борьбу за доминирование с папоротниками и голосеменными. В каком-то смысле люди - креатура цветов, потому что и происхождение человека, и его распространение по Земле, и целый ряд достижений цивилизации неизменно существуют лишь благодаря фактору опыляемых растений. И речь идет вовсе не только о пище (по калориям опыляемые дают треть, по разнообразию - три четверти нашего рациона). Итак, давайте порассуждаем.
По сути долгое время растительность Земли выглядела совсем иначе: большие и маленькие хвощи, немного хвойных растений и пальм-саговников (начиная с девона) - практически все одного унылого цвета, подходящего под солнечную активность климатической зоны. Ни цветов, ни красок, ни ароматов, ни тем более обилия насекомых и птиц (мезозой вообще начинается с вымирания 7 из 11 групп насекомых). Именно цветковые с двойным оплодотворением, возникшие в триасе, но ставшие распространенными только к меловому периоду (около 100 млн. лет назад) очень сильно изменили флору и фауну планеты.
А помогли им в этом, конечно, пчелы: их многочисленность и многообразие - ключ к объяснению столь резкого доминирования цветковых. Другие невольные участники опыления - осы, жуки, бабочки, птицы и даже летучие мыши - не способны выполнить столько работы, хотя они иногда становятся единственными опылителями определенных цветов, к которым узко приспособлены (как например, мотылек с очень длинным хоботком под вытянутый вырост цветка с нектаром).
Хотя это немного похоже на спор о курице и яйце, все-таки в коэволюционной воронке между цветами и пчелами именно цветы являются «хозяевами, заказывающими музыку». Впрочем, и сами растения очень сильно рискуют, делая ставку как на специализацию, так и на общедоступность. Легко доступный для разных существ нектар просто съедят, никак не помогая в опылении. Поэтому нередко возникает так называемый синдром опыления: определенные характерные признаки рассчитанные на конкретных опылителей. Доходит до смешного: орхидеи рода Ophrys запахом и внешним видом имитируют самок пчел конкретного вида, чтобы поймать в ловушку очередного трутня, сделав из него бесплатного опылителя.
Цветы хоть и кормят, но в то же время, как отмечает Тор Хэнсон, и эксплуатируют пчёл - например, подсаживая их на кофеин, заставляя плутать по тесным закоулкам карманов и шпорцев, создавая пыльники, которые открывают только от вибрации, меняя эпидерму клеток лепестков на разных участках (так что на одних пчелы прочно держатся, а на других соскальзывают словно на льду) - и все это для того, чтобы на нового носителя упало несколько зерен пыльцы. И думаю, что ко всем остальным видам они «относятся» так же.
Природа экономна и практична, она не склонна к расточительству ради красоты, поэтому стоит понимать, что и обилие красок у лепестков, и разнообразие запахов - все это чистая прагматика растений. Несложно представить что было если бы растения сделали ставку на птиц и летучих мышей, или только на ветер и дождь. В первом случае цветы были бы блеклыми (белесо-зелеными, лишенными пигментов), зато сильно пахнущими в основном по ночам (и не факт, что нам бы нравились эти запахи, так есть растения пахнущие тухлым мясом, чтобы привлекать мух, ос и животных). Во втором случае в мире преобладали бы злаки и кустарники с очень мелкими метелками соцветий (а вот больших и сочных плодов было бы сильно меньше).
Отсюда несложно проследить всю цепь: обилие питания для насекомых дает рост количества животных и птиц, обилие плодов и мелкой фауны порождает увеличение численности и многообразия более крупных животных. Ну и человек, который как мы уже выяснили
на ранних стадиях сильно зависел от плодов и мёда - получается тоже детище цветковых растений. Причем такое, которое активно содействует их распространению и опылению. Судя по всему целый ряд современных растений существуют только потому что тесно связаны с человеком (люди издревле участвуют в опылении финиковой пальмы, томатов, кукурузы и других растений).
Флора и зефир Яна Брейгеля
Ну а дальше, как мы знаем, история и культура человека подобно пчеле кружилась вокруг цветов, плодов и садов. Цветы были в начале самых ранних ритуалов («цветочное захоронение неандертальцев» в пещере Шанидар - конечно, все еще предмет дискуссии, но все же). Конкуренция среди растений привела и к обилию самых разные активных веществ в них, что издревле используется для лечения (прежде растения были заинтересованы только в отпугивании врагов с помощью веществ, вроде терпенов). Цветы вдохновляли художников, поэтов, ремесленников, ювелиров, они смотрят на нас с флагов и религиозных символов. Можно вспомнить еще о многом: и как целые цивилизации возникали благодаря маису, как европейцев сводили с ума пряности, какао и тюльпаны, но я думаю и так понятно, что примеров десятки. Аркадия, эдемский сад и пастораль никогда не покидали воображение человеческих масс, а весна с ее цветением - это вечный символ жизни в большинстве культур. Так что, может быть, однажды Честертон попал своим афоризмом в самую суть, сказав: «Что только не было обещано человеку: страна Утопия, коммунистический рай, новый Иерусалим и даже далекие планеты. Но он всегда хотел лишь только одного: собственный дом с садом».
Правда, со временем слишком умный примат начнет уничтожать биоразнообразие ради своей выгоды, а затем выведет и самоопыляющиеся формы растений (гречиха, арахис, огурец и др.). Например, уже сейчас пчеловоды не могут собрать любимый многими гречишный мёд, потому что самоопыляющаяся гречка, посаженная фермерами, не дает нектара. В общем мы только в последние сто лет доросли до состояния, в котором можем перехватить власть у цветов, но будем надеяться нам хватит ума не разрушить ту великолепную работу, которую они совершили в последние 100 млн. лет.