Маленькие трагедии (рецензия на "Рыцарь кубков" Терренса Малика).

Mar 01, 2016 14:27

«Рыцарь кубков» вызывает противоречивые чувства, как в общем и прежние фильмы Малика. С одной стороны, тягомотина страшная, а с другой - совсем не жалко потраченного на него времени. Возможно, потому что я чуть-чуть знаком с толкованием арканов Таро - и мне было просто интересно наблюдать как Малик вписывает в свой фильм образы и фигуры этого толкования.

В самом простом толковании рыцарь кубков символизирует чувствительного и романтичного юношу. Он идеалист, который может стать самобытной личностью, творцом или мастером какого-то дела, очень важного для людей. И в то же время это человек пассивный и впечатлительный, поэтому окружающие люди или его собственные фантазии часто уводят его от поставленных целей, откладывая исполнение самого важного на смутное «завтра». В перевернутом положении эта карта может означать разбитое сердце, вероломство и обман, незрелость и бегство от проблем, нереалистичность и обман чужих надежд, проблемы с братом, другом или вестником. То есть в фильме есть очень оригинальный вариант использования приёма предварения. И в итоге многие элементы даны, хотя и намёками: например, развод с женой из-за незрелости, напряженные отношения с братом и т.д.



Именно такого лирического героя мы и видим на экране. Чем-то он близок мне, чем-то совсем нет. Вопрос, однако, не в том, каковы герой и его история. В отношении «Рыцаря кубков» можно говорить только о способе подачи героя и истории. И насчет этого, я выскажусь вполне четко: фильмы Малика - это определенного сорта мазохизм. Два часа родных и близких переживаний, выраженных самым кривым, пафосным и неуместным языком. Закадровый текст - верх пошлости, сюжетное наполнение - ни малейшей попытки выдумать что-то новое, лишь миллионный перепев «невыносимой легкости бытия». Но даже на таком материале Бейлу попросту нечего играть.

Я в общем не делаю секрета из того, что фильм посмотрел прежде всего из-за Кристиана Бейла, а потому имею дополнительную претензию к режиссеру. Не знаю, как вам, но, по-моему, это свинство, когда хорошим актерам попросту не дали шанса. Спина, оборот в три четверти, проход на несколько десятков секунд, задумчивый взгляд - это всё, что потребовалось от таких величин как Бейл, Бланшет, Портман. На ум здесь приходит только картинка, которой один из пользователей интернета коротко и ёмко обозначил своё отношение к поздним работам Малика:



В защиту режиссера можно сказать, что в фильме очень много телесной красоты и природной, да и монтаж по-своему поэтичен. Подобные вещи иногда очень хорошо консонируют с настроением. Однако в этом и исток проблемы. Экзистенциальные искания богатенького бонвивана почему-то не захватывают. Может потому, что большинство из нас не живет в мире, где у всех модельная внешность, хороший костюм и круглосуточные тусовки на виллах? У героя даже нет имени. И я не думаю, что это помогает отождествить себя с ним.

На деле же ключом к пониманию этой истории служит не только символика карт Таро, но и выбранная музыка. Минимализм Пярта, импрессионизм Дебюсси, Корелли, Бетховен и конечно, Григ. Этот выбор говорит о многом.

Во-первых, минимализм - это не просто музыка с определенным настроением. В основе стиля (и у Арво Пярта, и Филиппа Гласса, Терри Райли, Мортона Фельдмана и других) лежит особая техника музыкальной композиции - репетитивность, в которой и заключена определенная философия мира и времени. Для минималиста элементы тождественны целому, а границы начала и конца - условны. В этой концепции происходит отказ от линейного и прогрессивного восприятия времени. Онтологическое и психологическое время приравнены друг к другу, поэтому многие минималисты пытаются услышать за структурой то, что является основной любого звука - пустоту или «ничто». Отсюда не сложно догадаться, что минимализм и постминимализм максимально импонируют идеям нью-эйдж, с которыми носится и Терренс Малик. Иными словами, ничего нового в идейно-философском плане по сравнению с «Древом жизни» здесь не будет: циклическое время и трансценденция к богу.



Во-вторых, очень необычно использование фрагментов из Эдварда Грига, но оно как раз подсказывает очень яркий аналог истории. Намек дан прямо через музыкальную ассоциацию героини Бланшет с Сольвейг.
Рыцаря кубков можно рассматривать как современного Пер Гюнта, который мечется по свету в поисках себя. И повторяющаяся тема почти всех монологов: «Хотел/а бы я начать с начала» - созвучна сюжету. На эти сожаления, правда, так и хочется ответить: «Ну уж нет, как Пер Гюнт, вы никем так и не стали, промотали свою жизнь (примеряя на себя чужие роли), а потому души ваши будут отправлены на переплавку в обычные пуговицы. Адью!».

В конечном счете из общего закадрового бубнежа выделяется лишь одна глубокая фраза: «Твои мысли - это театр». И говорит ее стриптизерша. Все остальное - по большей части безответственная и абстрактная болтовня о том, что «любовь - путь к богу». Да или нет - какая разница, если в этих словах нет способа отличить ложь от истины?

Ну и итог-то какой? К чему стремиться? К домику с бассейном, где плещется молодая голая блондинка? А, ну так сразу бы и сказали. А-то нью-эйдж, короли и сыновья, жемчужины какие-то. Видимо не случайно на многих постерах карта рыцаря перевернута. В Таро это может означать жизненный совет «пора снять розовые очки». Нам всем - пожалуй. Но и Малику в том числе.

нью-эйдж, музыка, кино, рецензия, Таро, вера, история

Previous post Next post
Up