Обычно, когда говорят о влиянии социальных сетей на человека, рассуждения во многом сводятся к констатации наиболее явных феноменов, таких как нарциссичность, демонстративность, внушаемость. Гораздо реже приходится слышать рефлексию по поводу системных изменений, как например, превращение лайков/шеров (like/share) в объекты желания (а не средства для достижения желаемого, как многие продолжают думать) или обратное влияние образа аккаунта на самоидентификацию (
последнее уже не редкость). Одним из таких системных явлений, нужным для описания жизни в соцсетях, я и хочу заняться сегодня. Я имею в виду то, что можно назвать самосегрегацией.
Под этим словом я понимаю тенденцию большинства пользователей соцсетей к систематическому исключению из своего виртуального пространства любых источников неприятной, неподдерживаемой и неинтересной информации. Лайки, репост, настройка и фильтрация фид-ленты, фрэндинг, подписка и бан-листы - вот неполный список основных инструментов самосегрегации. Поскольку в соцсетях люди, как и в обычной жизни, ищут людей и мнения наиболее им близкие, то не только прямое ограничение (например, подписка на ресурс или ее удаление), но любое выражение предпочтений - это часть стратегии по притягиванию одних источников информации и отталкиванию других. Каждый в соцсети является источником информации, а значит контент вашей страницы и ваши лайки - главные факторы, влияющие на то, кто именно вас зафрендит (если пользователи не знакомы). Несложно догадаться, что спустя какое-то время каждый пользователь оказывается в специфическом информационном конусе, где вероятность получения информации прямо пропорциональна ее «привычности». Под «привычностью» для упрощения можно представить мировоззренческие ориентиры человека, хотя на деле фильтрация информации связана со множеством влияний - от индивидуальных идиосинкразий до классовой/идеологической солидарности. Таким образом, самосегрегация - это род когнитивной стратегии с далеко идущими последствиями. В целом такая тенденция в большей или меньшей степени задевает любого постоянного пользователя интернета, просто потому, что время, которым он обладает намного меньше всех возможностей, что предлагает Сеть. Приходится выбирать, а выбор - это всегда ограничение.
Термин «самосегрегация» заимствован из социологии, но для изучения сетевой психологии следует скорректировать его смысл. Первоначально «самосегрегация» - это добровольное отделение группы от остального общества (как на уровне ценностей, языка, так и в территориальном смысле). В целом доминирует представление о том, что самосегрегация - это реакция на происходящее в обществе, например, на неприятие и стигматизацию носителей определенной черты/ценности. История таких добровольных «ушельцев» насчитывает пару тысячелетий: от самых первых раскольников и еретических сект и до современных коммун и сквотов. В сетевой самосегрегации все несколько иначе. Отмечу наиболее характерные отличия.
1. Самосегрегация группы в форме клуба/общины всегда предполагает наличие позитивной программы, а для сетевой самосегрегации это нетипично. Простому потому что последняя не столько делается (целенаправленно), сколько возникает (дорефлексивно) из множества эпизодических актов, большая часть которых негативно ориентирована - устранить источник раздражения. Например, самосегрегация этнических мигрантов в большинстве случаев строго определена прагматикой их пребывания на новом месте, для среднего же пользователя прагматика использования соцсети неразделимо смешана с личными установками и запросами. По понятным причинам аккаунты, используемые чисто в профессиональных целях, под определение самосегрегации не попадают (даже если целевая аудитория четко не определена).
2. Добровольные сегрегации существуют на основе довольно устойчивых запросов и желаний участников. Это НЕ современные секты и не искусственные, созданные «сверху» образования. Их всегда столько, сколько нужно людям. В интернете участие в разного рода отгородившихся группах почти не ограничено. Кроме того, такое участие легко становится частью моды, поэтому в социальных сетях таких групп и больше, и меньше, чем нужно. Больше, потому что многие из них лишь имитируют вкус, стиль, элитарность, слэнг, индивидуальность и т.д.; меньше - поскольку значительная часть интересов не представлена (по разным причинам). Однако в конечном счете вовлеченность в любые изоляционистские проекты будет ровно той, что соответствует интересам человека. Вовлеченность сложно долго имитировать, поэтому значительная часть участников - пассивные и даже случайные, своего рода «мертвые души», создающие массовку топовым блоггерам и пабликам.
3. Социальная самосегрегация в значительной степени сконцентрирована на общении и совместной деятельности. Наличие авторитета или харизматика в них - лишь средство для объединения. Сетевая самосегрегация - явление индивидуальное, и по большей части односторонне направленное (на прием информации). Для примера: добровольным сегрегациям очень важны демократические принципы решения проблем: возможность публичной критики, поиск консенсуса и т.д. Большинство пользователей интернета в отношении поступающей к ним информации совсем не демократы. Основной запрос пользователя на комфорт и развлечение (хотя бы в форме наполнения времени) делает любые пожелания критично отбирать источники трудно реализуемым. Общение и совместная деятельность не так уж часты в соцсетях, а в ситуации самосегрегации еще быстрее замещаются потреблением - информации и реакции других (лайки/шеры/комменты). Особое значение в усилении фильтров играют конфликты. И в обычных общинах невозможность решить конфликт заканчивается расколом, а в сети - все еще проще. В итоге чем менее эффективны средства преодоления конфликтов у пользователей, тем сильнее будет дробление на локальные образования, просто потому что выйти из коммуникации - самый простой способ восстановить комфорт. Однако дробление имеет свой предел: в конечном счете большинство предпочтет конформное изменение своих взглядов нежели одиночество, поэтому пределом размежевания является сохранение комфорта (в форме нарциссически ценных действий со стороны других пользователей). Комфорт в интернете, как, впрочем, и вообще в массовой культуре - несколько парадоксален. Нельзя не заметить, что благодаря конформизму, при определенных условиях Сеть создает довольно крупные «лагеря» мнений, в которых внутренние конфликты находят выход в агрессии в адрес «противников».
При всей разнице причины добровольной сегрегации от общества и самосегрегации в соцсетях - схожи. Отделение от общества происходит по причине глубокого недовольства организацией общества. Это могут быть: невозможность повлиять (на власть или на других), усталость от конфликтов и конкуренции, поиск справедливых оценок и возможности для самореализации. Имплицитным идеалом в таком случае выступают семейные или дружеские отношения. В каком-то смысле сегрегация свойственна «разочаровавшимся» людям, т.е. тем, кто не нашел решений в медиа и статусных играх. Проблема, однако, в том, что бегство от требований эффективности/конкуренции к комфорту/самореализации - это следование логике капитала. Вы бежите к тому, запрос на что уже создан и объяснен самой причиной бегства. В большинстве случаев и общины, и отфильтрованное личное виртуальное пространство - это иллюзия комфорта и самореализации. Бегство из толпы в организованную группу не всегда носит позитивный характер, просто потому что очень редкие изолированные группы способны не быть частью толпы - на уровне практики, а не деклараций.
Стоит также заметить, что всякая сегрегация может быть представлена как проект. Как отмечает serg_mihalych, автор книги «Параллельные общества», в целом существует три сценария для таких проектов.
Первый - оптимистичный, предполагающий, что участники самоудаленной группы станут однажды авангардом истории и культуры (обычно после серьезного катаклизма). Вариант в целом утопический и нарциссический. Второй - пессимистический и мазохистский, т.к. видит в сегрегациях - «вечный отстойник для неудачников, способ общества обособлять лишних и неэффективных». Собственно, нельзя не заметить, что в отношении к интернет-пользователям время от времени звучит нечто схожее (я писал об этом
на примере блоггеров). Третий - наиболее желательный и продуктивный состоит в том, что самосегрегация становится механизмом формирования альтернативных веток развития. В этой концепции многообразия форм социальной эволюции есть здравое зерно. Способность людей выстраивать «своё», не сравнивая с другими, не применяя прокрустовых лож общепринятых оценок - это то, что может сделать ценным стратегию ухода от общества. Увы, именно этот сценарий удается не многим.
Само собой, и для сетевой самосегрегации третий сценарий наиболее предпочтителен, однако, он более труден, чем в ситуации организованного сообщества. Причина проста: индивидуализм. Поскольку сетевая самосегрегация происходит дорефлексивно, индивидуально и значительную часть этого процесса составляет пассивное потребление информации (а не ее создание, переработка и т.д.), то следует признать - наиболее вероятно иное развитие событий. А именно нечто вроде антипода третьему: с резким падением творчества и высокой озабоченностью мнением других, сравниванием с ними. В общем, все следствия более чем известны из анализа происходящего с пассивным массовым зрителем/слушателем.
Казалось бы, и в реальности мы окружены теми, кого выбрали - так в чем разница? Ключевой нюанс в том, что в повседневной жизни мы гораздо чаще неявно подстраиваемся под других (даже если они неудобны - поведением, мнением, мировоззрением), не говоря уж про серьезные ограничения в выборе тех, с кем приходится взаимодействовать. Любая же хорошо темперированная страница в соцсети - это воплощенное нежелание знать о принципе реальности. Сетевая самосегрегация, как я уже отмечал, касается прежде всего когнитивного аспекта коммуникации, хотя и связана с вопросами самоидентификации, комфорта и идеологии в сетевом общении.
Группировка по интересам в соцсетях в целом представляется чем-то безобидным и незначимым. На деле, происходит сразу два специфических изменения.
Во-первых, с увеличением значимости социальных сетей (а сегодня это уже основной источник информации для некоторых) возникает многократно озвученный парадокс: информации в Сети много, но почему-то чертовски скучно. Происходит это потому, что значительная часть информации уже отфильтрована на уровне отбора источников (френдов, сообществ, новостных и аналитических сайтов и т.д.). Помимо скуки, нехватка альтернативной и новой информации делает людей высокомерными, некритичными, глупыми и в конечном счете снижает способность к адаптации как в реальном мире, так и в виртуальном.
Наиболее показательна ситуация с деградацией содержательной дискуссии при поляризации мнений в обществе. Обычно при сетевой сегрегации негативизм в отношении остальной части общества довольно низок; проблема обоюдной демонизации характерна сегрегирующимся общинам политического и религиозного плана. Однако, как несложно заметить на примере Рунета, систематические инфовбросы политтехнологов способны очень хорошо нагнетать среди пользователей элитарные и истерико-фобические настроения. Эта легкость связана с тем, что любая сегрегация - в потенциале этика двойных стандартов. Кроме того, самосегрегация - очень часто проявляется на уровне обеднения языка, в т.ч. потому что согласие с мнениями в собственной ленте располагает к лайку и репосту, но не к обстоятельным формулировкам или попыткам разобраться со всеми нюансами темы/проблемы. В ситуации зависимости от чужой речи гораздо легче происходит интоксикация доктринами и обвиняющей риторикой. Еще раз напомню, что всего за 2-3 года моралистика из маргиналий стала доминирующей на нескольких площадках (ЖЖ, ФБ и др.).
Во-вторых, всем пора бы заучить, что в Сети почти ничто не исчезает. Любые действия, четко определяющие ваши интересы и предпочтения - это содержательный материал о вас. При всем кажущемся разнообразии, многие выборы в соцсетях - это простые альтернативы или даже мнимые выборы, которые делают человека более предсказуемым. Самосегрегация порождает значительно большую публичность, чем предполагается.
Уже сегодня довольно простые математические модели (линейная регрессия, логистическая регрессия) способны с высокой вероятностью определять пол, расу, ориентацию, возраст, образование и специальность, политические взгляды и социальный/семейный статус, особенности характера и значимые события биографии (например, развод родителей) человека. Для этого необходим лишь доступ к списку его друзей/подписчиков и информация о его лайках в соцсети. В одном из исследований 2013 года (опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences) было показано, что на основе анализа лайков программа предсказывает расу и пол с вероятностью 95 и 93%, курение и употребление алкоголя - 73 и 70%, развод родителей до исполнения 21 года - 60%. Очевидно, что если комбинировать эти данные с другими, а также использовать самообучающиеся алгоритмы, то точность предсказаний значительно вырастет. Еще одно исследование недавно показало, что только по фиксации места звонков на сотовый, программа способна предсказать ваше местоположение в любой момент времени с успешностью от 80 до 93%. Это порождает вполне обоснованные опасения о манипуляциях. На
многих примерах можно было давно убедиться, что ни для BigData, ни для отделов продвижения этические ограничения никогда не будут на первом месте.
В некотором смысле информационная и коммуникативная самосегрегация в соцсетях имеет много общего с другой более глобальной тенденцией в обществе, а именно с требованием профессионализма. В наш век профессионализм - не просто одна из превозносимых добродетелей, но и источник фантазий и упований на решение ряда социальных проблем. Очевидное сходство здесь в том, что профессионализм всегда будет связан с двумя опасностями - узость знаний (в т.ч. нехватка средств для получения разнородной информации) и профдеформация (особенно в плане этики). Первая проблема возникает в связи со все большей степенью дифференциации знания. Именно поэтому многим профессиям свойственно искушение специфического рода: компенсировать нехватку знаний и опыта в других сферах с помощью весьма прямолинейного приложения логики и структур из своей. Обычно получается «профессиональный идиот» - человек, пафосно и сложно изрекающий неадекватные суждения или банальности в духе капитана Очевидность (особенно ярко этот типаж проявляется среди технарей). Вторая проблема хорошо заметна на расхождении общепринятой морали с особенностями профессий, каждая из которых обладает дополнительными ограничениями/исключениями морального плана. Желательным итогом в данном случае считается способность профессионала четко разграничивать сферы личного и профессионального; реальным - гораздо чаще является этика «двойных стандартов».
Самосегрегация как следствие поиска наиболее комфортных условий коммуникации и профессионализм как требование хорошо разбираться (хотя бы) в одной сфере - это две взаимодополняющих стратегии современного индивидуализма. Обе становятся возможны и востребованы при условии прагматического и функционального понимания субъекта. Акцент сделан на оптимальный для системы взаимообмен: человек продает свой труд, получая в качестве вознаграждения не только средства к существованию, но и право на иллюзию контроля своей жизни.
Лично я для себя давно взял за правило фильтровать свои сетевые источники - по критериям содержательности и эстетической полноты, это дает более цельную картину, чем ориентация на комфорт. В этом смысле несколько человек, вызывающих время от времени раздражение своим контентом (само собой каждый из них обладает некоторой «изюминкой»), я сознательно оставляю в каждой ленте. В конечном счете, развиваться и искать - это сосуществовать с негативом. И речь не только о набившем уже оскомину «выходе за границы комфорта», а скорее о том, что наши представления настолько близки к сути, насколько они диалектичны. Противоречия, составляющие нерв жизни - вот что так легко потерять в бездумном самоогораживании.