"Уильям Хогарт: анализ красоты" (Окончание)

Nov 15, 2014 22:52

Оригинал взят у vittasim в "Уильям Хогарт: анализ красоты" (Окончание)
Иллюстрация «Двор скульптора» - первая к трактату «Анализ красоты» - одна из самых знаменитых, своеобразное филосовско-лирическое интермеццо. Хогарт избразил двор Джона Чира близ Гайд-парка, заполненный выдающимися скульптурными произведениями, среди которых Лаокоон, Геркулес Фарнезский и Венера Медицейская.



Двор скульптора. Первая иллюстрация к трактату «Анализ красоты» 1753 Гравюра резцом, офорт

Контрданс - наглядный пример мнемотехнической системы Хогарта, приведенной автором в главе «О положениях тела». Систему линий и знаков для передачи особенностей движения человека Хогарт разработал еще в юные годы. Во время прогулок по Лондону он ставил на ногтях своей левой руки черточки и символы, которые помогали ему запоминать увиденное и запечатлеть позднее в своих рисунках.



Контрданс Вторая иллюстрация к трактату «Анализ красоты» 1753 Гравюра резцом, офорт

Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) - цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743-45 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество.
«Брачный контракт» - первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. Отец жениха граф Сквандерфилд держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты - брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе. На картине присутствуют несколько символов. Это собаки, скованные одной цепью и символизирующие описанный брак и картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.



Жерер Скотен II Брачный договор Лист1 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт

Второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе, всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак. Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины. На стене в дальней комнате висят три портрета апостолов и одна картина, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня.



Бернар Барон Тет-а тет Лист2 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт

Действие третьего эпизода происходит в комнате доктора-шарлатана по имени де ла Пилюль. Доктора посетил граф Сквандерфилд вместе с любовницей, стоящей справа от него, которая ещё очень молода, и её матерью. Судя по чёрному пятну на шее, граф болен венерической болезнью. Доктор посоветовал графу принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения. Коробочки с пилюлями держат в руках доктор и девочка, ещё одна коробочка есть на стуле графа. Граф угрожающе приподнял трость, а предполагаемая мать девочки держит в руках нож.



Бернар Барон Медицинский осмотр Лист3 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт

«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником - тем самым Сильвертангом, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди Сквандер стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Слева от графини сидит её подруга, увлечённая оперным певцом. Оперный певец поёт под аккомпанемент флейты. Их слушают двое джентльменов, один из них ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с горячим шоколадом, а другой делает вид, будто слушает певца и пытается дирижировать. За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр. Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью. Возможно, няня уже приносила ребёнка для утреннего поцелуя и забыла соску. Графиня, будучи дочерью торговца, ставшей аристократкой, пытается копировать ритуал «утреннего выхода короля» Леди Сквандерфилд устраивает некое подобие «большого выхода». На ней утренней платье, а на коленях часы, показывающие два часа дня. Когда парикмахер закончит свою работу, графиня, вероятно, наденет выходное платье и отправится наносить визиты. Об этом свидетельствует множество приглашений, валяющихся под стулом одного из музыкантов. Некоторые приглашения написаны на рубашке игральных карт. Тем самым художник показывает, что карточные игры были обычным времяпрепровождением в окружении графини. На полу недалеко от графини лежат вещицы, купленные ей на аукционе. С них ещё не успели снять номерки. Слуга-негритёнок в индийском тюрбане показывает на фигурку с оленьими рогами - символ обманутого мужа. Эта статуэтка изображает Актеона, которого Артемида превратила в оленя за то, что он увидел её обнажённой во время купания. После этого Актеон был разорван собственными собаками. В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором видны совокупляющиеся Леда и лебедь. Этот эротический сюжет выбран Хогартом неслучайно. Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке, ведь и Леда, и Зевс, превратившийся в лебедя, изменяли своим супругам.У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, наказанном Брахмой и ставшего софой в следующей жизни. Так главный герой стал свидетелем любовных связей, происходивших скорее не из страсти, а от скуки. Книга была написана изящным языком, позволявшим разгуляться воображению, что быстро сделало её популярной.



Жерер Скотен II будуар графини. Лист4 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт

Действие пятого эпизода разворачивается в Багнио (дом, где можно снять комнату) Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу.Граф, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их. Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли виконт получил смертельное ранение. Его соперник убежал в окно, в комнату вбежали хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.



Жерер Скотен II Дуэль и смерть графа Лист5 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт

Последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что Сильвертанг казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятно - признак сифилиса, доставшегося ей от отца, кроме того она хромает на одну ногу. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Собака тянется к пище на столе.



Жерер Скотен II Смерть графини Лист6 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт

В 1737 г парламент Великобритании принял подготовленный сэром Робертом Уолполом Закон о лицензировании театральной деятельности. Согласно новому биллю, все актеры труппы обязывались получать разрешение на работу. В результате большинство театров закрылось. Запрещение театральных представлений в основном носило политический характер и вызвало волну общественного протеста, к которой присоединился Хогарт. Художник создал картину, посвященнуюзакулисной жизни небольшой актерской труппе, состоящей из 13 человек. Картина впоследствии погибла во время пожара в Литтлтон-Хаусе близ Стейнза. Составить представление об утраченном полотне позволяет гравюра, выполненная Хогартом в 1738г.



Странствующие актрисы, одевающиеся в сарае. 1738 Гравюра резцом, офорт

О гравюре «Взбешенный музыкант генри Филдинг написал: «Достаточно взглянуть на нее. Чтобы сделаться глухим». Именно такой реакции ожидал Хогарт от своих современников, когда запечатлел все мыслимые для Лондона того времени источники шума.Сцену на одной из улиц близ церкви Святого Мартина в полях Хогарт уподобил оркестру без дирижера, охваченному какафонией. В образе взбешенного музыканта представители творческой интеллигенции увидели черты итальянского дирижера и композитора Пьетро Каструччи.



Взбешенный музыкант 1741 Гравюра резцом, офорт

В 1730е гг Хогарт создал 2 пары живописных полотен, которые получили название: «До и После». Картины задумывались, как пародия на галантные сцены французских мастеров Антуана Ватто и Никола Ланкре. В первой сцене художник показал момент соблазнения молодой женщины. На лице героини - ипуг. Оказывая сопротивление навязчивому кавалеру. она опрокинула туалетный столик, в ящике которого Хогарт изобразил книгу «Практика благочестия» священника Льюиса Бейли. Так художник показал, что его героиня невинна и поддалась искушению по наивности.



До Лист 1 из серии «До и После» 1736 Гравюра резцом, офорт

Сцена в будуаре. Соблазненная молодая женщина умоляет юношу остаться. Беспорядок в комнате символизирует сложные отношения любящих, а разбитая чашка и осколки зеркала - поруганную девичью честь. На стене около кровати изображены две картины, посвященные забавам купидона, одна из которых указывает на угасшее сексуальное влечение героя.



После Лист 2 из серии «До и После» 1736 Гравюра резцом, офорт

Серию «Вторжение» Хогарт выполнил под впечатлением от политических событий, приведших к началу Семилетней войны, в результате которой возник конфликт Великобритании с Францией за колонии в Северной Америке и Ост-Индии.В 1 листе серии художник показал французских солдат, ожидающих отправление на корабле в Великобританию около таверны "Королевский башмак» на побережье Франции. В центре гравюры Хогарт запечатлел монаха с секирой в руке и деревянные сани для перевозки умерших к месту погребения. В санях лежат орудия пыток, статуэтка Святого Антония Падуанского и план английского монастыря Блэкфрайарз.



Франция лист 1 из серии «Вторжение» 1756 Гравюра резцом, офорт

Сцена около паба «Герцог Камберленд» на побережье Англии. Сытые, добротно экипированные, английские солдаты занимаются строевой подготовкой и отдыхают в местной пивной. Им предоставлена провизия, новые мушкеты, музыкальные инструменты и краски, с помощью которых они создают карикатурный портрет французского короля Людовика XV.



Англия лист 2 из серии «Вторжение» 1756 Гравюра резцом, офорт

«Улица Пива» - аллегория Благополучия. В руках у каждого из изображенных горожан - мясников, бочара, торговок рыбой - вместительные кружки с пивом. Лишь один человек в этой пестрой толпе опьянен на свой манер не пивом, а искусством. Это художник, который создает рекламную вывеску с девизом «В скирде ячменя заключено здоровье».



Улица Пива 1751 Гравюра резцом, офорт

«Переулок Джина» - парная гравюра к «Улице Пива». Изображена сцена в окрестностях церкви Святого Георгия в Блумсберри. Аллегория Хаоса и Беспорядочной жизни зависимых от крепкого алкоголя горожан.


Переулок Джина 1751 Гравюра резцом, офорт

Сюжет цикла «Выборы в парламент» основан на предвыборной компании, которая проходила в 1754г в Оксфордшире. На 1м листе изображен банкет в одном из постоялых дворов графства. В пиршестве участвуют все местные жители, включая священника и самого кандидата, который изображен около флага с надписью «Свобода и лояльность»



Предвыборный банкет Лист 1 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт

Действие происходит на узкой деревенской улочке, между двумя пабами. Около паба «Королевский дуб», украшенного вывеской с изображение короны, собрались сторонники тори. Рядом с гостиницей и пабом «Портобелло» расположились сторонники вигов. Они врменно переименовали место встречи в «Аукционный офис», желая тем самым подчеркнуть свою приверженность политике Уолпола, который подготовил Акцизный билль 1773г.



Предвыборная агитация Лист 2 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт

Сцену общего голосования Хогарт уподобил театральному спектаклю. Под навесом сооруженного на помосте балагана выборные агенты приводят избирателей к присяге и вручают им биллютени. В голосовании участвуют все жители Оксфордшира, включая калек, парализованных и душевнобольных.



Голосование Лист 3 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт

Во время чествования победителя выборов, кресло с депутатом несет по улице толпа горожан. На первом плане - драка представителей разных политических партий, не согласных с результатами выборов.



Чествование депутата Лист 4 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт

Гравюру «Смеющаяся публика» использовалась в качестве талона подписки на графическую серию «Карьера мота» и листа «Саутуаркская ярмарка». В основу сюжета легли наблюдения Хогарта за публикой в одном из лондонских театров. Художник запечатлел смеющихся зрителей, расположившихся неподалеку от оркестровой ямы, и двух молодых аристократов, флиртующих с продавщицами апельсинов. Возможно, на создание образов молодых повес Хогарта вдохновило знакомство с Чарльзом Дугласом, третьим герцогом Куинсберри. Именно ему посвящена данная гравюра.



«Смеющаяся публика» 1733 офорт

Одна из самых известных гравюр Хогарта «Пять ордеров париков»  посвящена парикам. Художник сравнивает их с архитектурными элементами и рассуждает на тему их формы, отдавая предпочтение укладкам в античном стиле. Особенностью произведения является необычное сочетание текста и изображений - профильных портретов высокопоставленных особ в париках новой моды. Среди них - королева Шарлотта (супруга Георга III) и также архитекторы Джеймс Стюарт и Николас Реветт, которые снискали славу ценителей античности.



Пять ордеров париков 1761 Гравюра резцом, офорт

барокко, эстетика, репост

Previous post Next post
Up